>Юридический центр
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Главная Бизнес
Недвижимость Кодексы
Налоги Законы РФ
Развод Арбитраж

Судебная власть

Она состоит из трех не зависящих друг от друга судебных систем.

Это Конституционный Суд РФ, система судов общей юрисдикции во главе с Верховным Судом РФ и система арбитражных судов во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ. Субъекты федерации могут создавать свои конституционные или уставные суды.

Главная задача судов - защита прав и интересов граждан и организации в процессе конституционного, гражданского, административного и уголовного судонроизводств.

Суды работают на основании главы 7 Конституции РФ "Судебная власть" и Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". Кроме того, каждая судебная система имеет свои специальные законы, регулирующие их работу. А теперь поговорим о том, какие дела рассматривают суды, и об устройстве каждой судебной системы.

Конституционный Суд РФ

Конституционный Суд РФ занимается конституционным контролем, т. е. следит за тем, чтобы самые важные нормативные акты России не противоречили Конституции РФ.

Он действует на основании ст. 125 Конституции РФ и Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Дела, которые он рассматривает, можно разделить на несколько групп.

Дела по запросам государственных органов

К первой группе относятся дела по запросам Президента РФ, Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ, одной пятой членов Совета Федерации РФ или одной пятой депутатов Государственной ДУМЫ РФ, Правительства РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ н органов законодательной и исполнительной власти субъектов федерации.

По их запросам Конституционный Суд РФ рассматривает дела о соответствии Конституции:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента (т. е. егонормативных указов и распоряжений), Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и других нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению Российской Федерации и к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов;

в) договоров .между органами власти России и ее субъектов и междуорганами власти самих субъектов Российской Федерации;

г) международных договоров, которые еще не вступили в силу.Постановления по этим делам интересны для нас тем, что часто ими

признаются неконституционными правовые акты, которые касаются наших нрав и обязанностей. Поэтому, изучая правовую сторону дела, нужно проверить, не высказывался ли Конституционный Суд РФ по вашему вопросу.

"Дело о прописке"

Вот только один пример постановления, которое принял Конституционный Суд РФ по запросу губернатора Нижегородской области.1

Он признал несоответствующими Конституции РФ п. 10,12,21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета но месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, которые были утверждены Правительством РФ.

1 Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. № 4-П "По делу о проверке конституционности пунктов 10,12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Пранительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713".

В них говорилось о том, что срок регистрации гражданина по месту пребывания (т. е. но месту его временного проживания) не может быть больше шести месяцев и только в исключительных случаях он может быть продлен органом, который занимается регистрацией.

Также в этих Правилах было указано несколько оснований для отказа в регистрации по месту пребывания или жительства. Чтобы суть этого дела стала совершенно понятна, нужно сказать, что сегодня регистрация заменила существовавшую ранее прописку.

Конституционный Суд РФ указал, что регистрация гражданина по месту жительства в соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" проводится после предъявления им паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, и документа, который является основанием для вселения гражданина в жилое помещение (т. е. ордера, договора, заявления гражданина, который предоставил жилое помещение, и т. д.), или его надлежаще заверенной копии. Требование представить другие документы является незаконным

В соответствии с этим же Законом у регистрирующих органов нет права ограничивать время пребывания гражданина там, где он хочет находиться, поэтому регистрация не может ограничиваться шестимесячным сроком.

Проще говоря, в соответствии с этим постановлением гражданин может зарегистрироваться там, где он временно или постоянно живет, независимо от того, нравится это местным властям или нет, и на тот срок, на который пожелает.

Его обязаны зарегистрировать по месту жительства нлн пребывания по предъявлении документов, установленных законом, а все акты федеральных, региональных и местных властей, которые ограничивают это право, являются незаконными и не должны применяться.

Споры о компетенции

Ко второй группе дел, которые рассматривает Конституционный Суд, относятся дела по спорам о компетенции, т. е. о том, к чьему ведению относится решение тех или иных вопросов:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерациии органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

Поскольку споры в таких высоких сферах обычно не затрагивают наши права и свободы, мы просто примем к сведению, что у Конституционного Суда есть такие полномочия.

Дела по жалобам граждан

К третьей группе относятся дела о проверке законов, которые применены или должны быть применены в конкретном деле но жалобам граждан на нарушение их конституционных прав и по запросам судов. Именно эти дела представляют для нас самый большой интерес.

Каждый гражданин (или группа граждан), считающий, что его права нарушены каким-либо законом (федеральным или субъекта федерации), может подать жалобу в Конституционный Суд и потребовать, чтобы он проверил, соответствует ли этот закон Конституции РФ. Такая же жалоба может быть подана но поводу конституционности части закона, т. е. статьи, пункта, подпункта и даже отдельных предложений.

Жалобу можно подать только в том случае, если:

закон затрагивает (т. е. нарушает, ограничивает и т. д.) конституционные (т. е. перечисленные в Конституции РФ) права и свободы гражданина;

закон уже применен или должен быть применен в конкретном деле, которое рассматривается или уже рассмотрено в суде или в другом органе.

Второе условие является очень важным, поскольку гражданин может требовать проверки не любого закона, а только того, который создает неудобство именно для него.

К жалобе в Конституционный Суд нужно приложить официальный документ, подтверждающий применение или возможность применения закона. Таким документом может быть, например, решение, вынесенное по конкретному делу. Должностные лица и органы, рассматривающие судебные и административные дела, обязаны выдавать копии таких документов.

Нужно помнить, что Конституционный Суд не пересматривает решения других судов, не рассматривает жалобы на их действия и не имеет права отменять их решения. То есть он не является судом последней инстанции, а "всего лишь" решает вопрос о конституционности закона, который обжалуется гражданином. Поэтому жаловаться в Конституционный Суд на другие суды и на их решения не нужно.

Обращаться к нему следует тогда, когда вы уверены, что закон, мешающий вам защитить свои интересы, противоречит Конституции РФ и другие способы для выхода из этой ситуации (например обращение к суду или к другому органу с требованием не применять этот закон) не принесли результата.

Рассмотрение жалобы Конституционным Судом - это долгий и сложный процесс. Долгий потому, что количество обращений в Конституционный Суд очень велико, и многим приходится ждать не менее года, чтобы их вопрос был рассмотрен.

Сложный потому, что составление жалобы в Конституционный Суд и отстаивание перед ним своей позиции - это работа, которая под силу только профессионалу. Не случайно представителями гражданина в Конституционном Суде могут быть только адвокаты, а также кандидаты и доктора юридических паук. Конечно, гражданин может не иметь представителя и вести свое дело самостоятельно, но в этом случае его шансы будут очень малы.

По есть и другой вариант. Любой суд (арбитражный или общей юрисдикции), придя к выводу о несоответствии Конституции РФ закона, который он применил пли должен применить в конкретном деле, обязан обратиться в Конституционный Суд с запросом о проверке его конституционности.

Другое дело, что не каждый суд станет это делать. Некоторые из них предпочитают "не приходить к выводу" о несоответствии закона Конституции, чтобы не затруднять себе жизнь и никуда не обращаться. Тем не менее гражданин, заявляющий о неконституционности какого-либо закона, может ходатайствовать об этом, и всегда есть вероятность, что ходатайство будет удовлетворено.

Конституционный Суд рассматривает и другие дела, но они не представляют для нас большого интереса.

Суды общей юрисдикции

Под этим замысловатым названием скрываются самые обычные суды, которые раньше назывались народными, а теперь районными (в некоторых местах их называют еще и межмунпцппальными или межрайонными), вместе с судами субъектов федерации и во главе с Верховным Судом РФ. Именно они рассматривают все уголовные и гражданские дела, где хотя бы одной стороной являются граждане, не зарегистрированные в качестве предпринимателей или зарегистрированные, но обращающиеся в суд не в связи со своей предпринимательской деятельностью.

То есть это именно те суды, куда нам с вами придется обращаться за защитой своих прав, если возникнет такая необходимость. Для краткости суды общей юрисдикции обычно называют просто судами.

Они действуют на основании Закона РСФСР от 8 июля 1981 г. "О судоустройстве РСФСР" в той части, в которой он не противоречит Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", а военные суды, которые тожеявляются судами общей юрисдикции, еще и на основании Федерального конституционного закона от 23 нюня 1999 г. № 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации".