>Юридический центр
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Главная Бизнес
Недвижимость Кодексы
Налоги Законы РФ
Развод Арбитраж

Законодательная власть

Как уже говорилось, законодательную власть на общероссийском (федеральном) уровне осуществляет Федеральное Собрание РФ, которое состоит из двух палат: нижней - Государственной Думы РФ и верхней - Совета Федерации РФ.

Государственная Дума избирается населением России сроком на четыре года на всеобщих, равных и прямых (т. е. без всяких посредников) выборах при тайном голосовании. Она состоит из четырехсот пятидесяти депутатов, половина из которых избирается по партийным спискам (т. е. в нее проходят депутаты от партий, которые получают на выборах больше пяти процентов голосов), а другая половина избирается в мажоритарных округах.

Мажоритарными (от фр. та)оп1б- большинство) они называются потому, что избранным в них считается кандидат, набравший большинство (50% + 1) голосов избирателей.

Совет Федерации состоит из представителей субъектов федерации, по одному от законодательной и исполнительной власти, т. е. населением напрямую он не избирается. Но это не значит, что он совсем не зависит от воли народа, поскольку и депутаты законодательных органов субъектов федерации, и главы исполнительной власти занимают свои должности в результате выборов.

Порядок принятия законов

Главная задача Федерального Собрания - принятие законов, а это долгий и сложный процесс. Для тех, кого это интересует, я немного об этом расскажу.

Принятие закона изображено на схеме 4.

Проекты законов попадают в Государственную Думу, которая после этого начинает их рассматривать.

Причем внести их может не каждый, кто захочет, а только так называемые "субъекты законодательной инициативы". В соответствии со ст. 104 Конституции РФ к ним относятся Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации РФ, депутаты Государственной Думы

РФ, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.

Право законодательной инициативы имеют также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам своего ведения. Поэтому граждане, которые хотят поучаствовать в законодательной работе, должны направлять свои предложения этим "субъектам".

Внесенный в Государственную Думу законопроект рассматривается в соответствии с ее Регламентом (т. е. документом, регулирующим внутреннюю жизнь Думы) в первом, втором и третьем чтениях. Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало большинство депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Он считается одобренным, если за него проголосует больше половины членов Совета Федерации, а также в том случае, если в течение четырнадцати дней он не будет рассмотрен.

Однако Совет Федерацни в любом случае должен рассматривать федеральные законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов II сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации, статуса и защиты государственной границы Российской Федерации, а также войны и мира.

Если он отклоняет федеральный закон, то вместе с Государственной Думой создает согласительную комиссию, которая дорабатывает закон с учетом замечаний обеих палат, после чего он снова вносится на рассмотрение Государственной Думы и затем снова поступает в Совет Федерации.

Если достичь согласия между палатами не удается, то Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, если за тот же закон при новом рассмотрении проголосует не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. В этом случае он считается принятым и его одобрение Советом Федерации не требуется.

Принятый закон в течение пяти дней направляется для подписания Президенту РФ и обнародования (т. е. для официального опубликования). Если Президент соглашается с этим законом, то в течение четырнадцати дней он подписывает его и передает для публикации. Если он считает, что закон не должен вступить в силу, то отклоняет его и возвращает в Государственную Думу, где его снова рассматривают в обычном порядке. Это право Президента называется правом "отлагательного вето".

Но если при новом рассмотрении этого закона за него в той же редакции (т. е. без изменений) проголосуют не менее двух третей членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то закон считается принятым, и Президент обязан подписать его в течение семи дней и обнародовать независимо от того, нравится ему это или пет.

Может ли гражданин использовать законодательную власть для защиты своих интересов? Может, но в очень редких случаях, поскольку ее основной задачей является принятие законов, а не помощь конкретным гражданам в решении их проблем. Добиваться принятия закона могут только общественные объединения (профсоюзы, политические партии и т. д.), жители какого-то региона, финансово-промышленные группы и т. д. Понятно, что лоббировать (т. е. проталкивать) закон в одиночку обычный гражданин не может, поэтому ему проще воспользоваться уже существующим законодательством.

Но использовать законодательную власть можно косвенно. Например, обратиться к своему депутату и попросить его помочь в решении вашего вопроса. Несмотря на то что депутаты всех уровней не могут вмешиваться в деятельность организаций и государственных органов и давать им указания, обращение депутата обычно внимательно рассматривается и часто дает результат. С другой стороны, бесполезно обращаться к депутатам, чтобы они вмешались в рассмотрение судебного спора, да и коммерческие организации не всегда проявляют к ним должное уважение. Правда, как и из любого правила, здесь тоже бывают исключения.

Кстати, особенно активно народные избранники проявляют заботу о гражданах перед выборами. Так что. если есть такая необходимость, старайтесь не упустить этот удобный момент!