>Юридический центр
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Главная Бизнес
Недвижимость Кодексы
Налоги Законы РФ
Развод Арбитраж

Куда обращаться за помощью

После того как мы выяснили, где и как можно узнать о своих нравах и обязанностях, нужно решить, в какие органы или к каким должностным лицам следует обратиться для защиты наших прав. Их довольно много, и, чтобы не ошибиться, нужно хотя бы в общих чертах представлять себе государственное устройство Российской Федерации.

Разделение властей

Большое значение для понимания устройства нашего государства имеет разделение властей, о котором говорится в ст. 10 Конституции РФ.

Конституция Российской Федерации

Статья 10

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Это означает, что государственные органы разделены на три группы, которые называют "ветвями власти", а именно законодательную, исполнительную и судебную.

Они имеют разные задачи и разные полномочия, т. е. между ними имеется разделение прав и обязанностей. Кроме того, один и тот же человек не может работать в органах, которые относятся к разным ветвям власти, и, например, депутат Государственной Думы РФ не может одновременно быть федеральным министром. Поэтому кроме разделения полномочий существует и разделение людей, принадлежащих к разным ветвям власти.

Как следует из их названия, органы законодательной власти занимаются принятием законов. Общероссийским органом законодательной власти является Федеральное Собрание РФ, которое состоит из двух палат: Государственной Думы РФ и Совета Федерации РФ.

Органы исполнительной власти занимаются исполнением законов. Они могут избираться как, например, главы субъектов федерации, или назначаться как федеральные министры. В соответствии со ст. ПО Конституции РФ исполнительную власть в России осуществляет Правительство РФ. В то же время у Президента имеется так много полномочий по управлению текущей жизнью страны, что фактически можно считать, что он руководит исполнительной властью.

Органы судебной власти занимаются контролем за соблюдением Конституции и законов законодательной и исполнительной властью. Высшими судебными органами России являются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. Два

последних суда возглавляют систему судов общей юрисдикции и арбитражные суды, а Конституционный Суд РФ не имеет нижестоящих органов и работает в гордом одиночестве.

Субъекты федерации могут создавать свои конституционные или уставные (в субъектах федерации, где вместо конституций действуют уставы) суды, которые самостоятельны и никак не связаны с Конституционным Судом РФ.

Разделение властей по вертикали

Государственные органы разделяются не только по ветвям власти, но и по уровню, на котором они находятся, т. е. они делятся на федеральные (общероссийские) и региональные (органы субъектов федерации).

Органы власти субъектов федерации тоже работают по принципу разделения властей, т. е. в каждом из них имеется законодательный орган (Дума, Законодательное Собрание, Государственный Совет и т. д.) и органы исполнительной власти, которыми руководят или единоличные органы (состоящие из одного человека, Президента, Губернатора и т. д.), или коллегиальные (состоящие из нескольких лиц, например Правительство).

Органы субъектов федерации напрямую не подчиняются федеральным властям, поэтому, например, Президент РФ не может дать команду губернатору области что-либо сделать, за исключением случаев, которые указаны в законе.

Но в то же время субъекты федерации должны выполнять акты федеральных органов, которые приняты по вопросам их ведения или по вопросам совместного веления России и ее субъектов. Поэтому можно говорить о том, что между центральными органами и субъектами федерации есть разделение властей по вертикали.

Самым нижним уровнем власти является местное самоуправление. ' Оно существует в городах, поселках, селах, аулах, т. е., как говорит закон, в городских и сельских поселениях, и всегда включает в себя представительный орган, который избирается населением, но может еще иметь административные органы (главу администрации, управу, комитет и т.д.).

Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти и обязаны подчиняться государству только в тех пределах, которые установлены законом. Но для них также обязательны акты принятые федеральными органами и органами субъектов федерации

Для чего нужно разделение властей?

Разделение властей было "открыто" англичанином Дж. Локком и французским философом Ш. Монтескье в ХУП-ХУШ вв. Они говорили о том, что власть всегда порождает злоупотребления, поскольку все правители хотят сосредоточить ее в своих руках. Поэтому они предложили разделить государственный механизм на несколько "ветвей". В это^м случае в государстве возникает несколько центров, которые контролируют друг друга и никому не позволяют захватить всю власть целиком.

Это не значит, что они независимы друг от друга и что государство делится на три части, которые никак не связаны между собой. Нет, государство и государственная власть едины, но его органы имеют разные задачи и могут действовать только в установленных для них границах.

С разделением властей связано правило "сдержек и противовесов", которое означает, что государственный аппарат строится так, чтобы каждая из ветвей власти уравновешивала две другие и не позволяла им расширять свои полномочия. Так, например, Президент может в некоторых случаях распустить Государственную Думу,1 а она может начать процесс отрешения его от должности, в просторечии именуемый "импичментом", если он совершит государственную измену или иное тяжкое преступление.2 То есть можно сказать, что Дума и Президент сдерживают и уравновешивают друг друга.

Точно так же суды могут признавать недействительными указы Президента РФ, если они противоречат федеральному закону или Конституции РФ, но в то же время Президент РФ назначает судей всех судов, кроме высших.

СОВЕТ

У разделения властей есть большое практическое значение. Распространенное мнение о том, что спорить с государством, а тем более судиться с ним, бесполезно, родилось в те времена, когда все государственные органы дружно работали под единым руководством и проводили в жизнь линию партии. Сегодня ситуация изменилась, и каждая ветвь власти, и даже каждый государственный орган, руководствуются собственными целями.

Они уже не защищают во что бы то ни стало интересы друг друга, напротив, между ними все время возникают споры, в том числе и судебные. Поэтому, не добившись своего в одном органе, гражданин может обратиться в другой и получить там поддержку. Но для того, чтобы умело пользоваться принципом разделения властей в своих интересах, нужно разбираться в устройстве государственного аппарата.