>Юридический центр
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Главная Бизнес
Недвижимость Кодексы
Налоги Законы РФ
Развод Арбитраж

Как оформить договор купли-продажи земельного участка

Чтобы купить земельный участок, необходимо, чтобы он был выделен на местности, имел точные границы и был поставлен на кадастровый учет. Для проведения подобной сделки, не обязательно обращаться к дипломированным юристам, вполне достаточно знать о том, как оформить договор купли-продажи земельного участка и о том, какие для этого необходимы документы.

Как провести сделку купли-продажи земельного участка

Как и любая сделка по купле-продаже недвижимости, покупка земельного участка проходит в два основных этапа. Сначала между покупателем и продавцом заключается договор купли-продажи, затем этот договор необходимо отнести в ближайшее отделение Росреестра для того чтобы зарегистрировать свое право собственности. Для составления договора не обязательно обращаться к нотариусу, он может быть составлен и в простом письменном виде, при условии, конечно, что вы знаете, как это правильно сделать. Многие риэлторские агентства оформляют такие договора самостоятельно, тем более, что они очень тщательно проверяют все документы. Конечно, большим плюсом обращения к нотариусу является то, что в случае утери заверенного им договора купли-продажи земельного участка продавцом или покупателем, его можно будет без проблем восстановить. Если же договор был оформлен самостоятельно, такой возможности у вас не окажется.

Есть и еще одна причина, по которой рекомендуется обращаться к нотариусу при проведении сделок купли-продажи недвижимости, это то, что с мая 2010 года регистрацию права собственности в Росреестре тоже можно поручать нотариусу. При этом, если вы регистрируете договор самостоятельно, то этот процесс занимает 20 рабочих дней, в то время. как нотариус проведет регистрацию всего лишь за 3 рабочих дня.

Обратите внимания, что если вы все же решили проводить сделку самостоятельно, вам нужно проявить максимум внимания при составлении договора, поскольку если он буде неправильно составлен, Росреестр на регистрацию его не примет и вам придется начинать оформление договора купли-продажи земельного участка с самого начала.

Какие нужны документы для оформления договора купли-продажи земельного участка

Вне зависимости от того, оформляете ли вы сделку у нотариуса или заключаете договор в простой письменной форме, у продавца к моменту его оформления должны быть следующие документы на земельный участок:

  • правоустанавливающий документ, на основании которого он владеет данным земельным участком. Это может быть договор кули-продажи, мены, дарения, постановление о выкупе, постановление о выделении земельного участка в бессрочное пользование и так далее;
  • кадастровый паспорт земельного участка с приложенным планом, где указаны его точные границы. Нужно сказать, то в некоторых случаях, например, если земельный участок был оформлен в соответствии с законом о дачной амнистии, межевание участка могли и не делать. Купить такой участок можно, но покупатель должен понимать, что в этом случае в дальнейшем заниматься межеванием участка ему придется самостоятельно и за свой счет. Иначе конфликта с будущими соседями не избежать. Поэтому обязательно обратите внимание, есть ли в кадастровом паспорте участка фраза «соответствует материалам межевания»;
  • свидетельство о собственности нового образца (выданное после 1997 года). Если участок приобретался его нынешним владельцем в более ранний период, то нового свидетельства у него может и не быть. Ранее выдавались свидетельства о регистрации розового или голубого цветов. Это не страшно, такой вариант вполне правомочен, просто при регистрации права покупателя на приобретенный земельный участок, нужно будет одновременно перерегистрировать и ранее возникшее право бывшего владельца.

Для своего дополнительного спокойствия, покупатель может перед проведением сделки самостоятельно заказать выписку из ЕГРП, где будет указан собственник земельного участка, а также то, не имеется ли на нем каких-то обременений или ограничений. Или можно попросить такую выписку у продавца.

Как оформить договор купли-продажи земельного участка правильно

В самом начале договора указываются стороны, их полные фамилии, имена и отчества, даты рождения, подробные паспортные данные.В случае, если одна из сторон действует по доверенности, необходимо указать ее реквизиты – номер, где выдана, когда и каким нотариусом. Если хотя бы оной из сторон договора купли-продажи земельного участка является юридическое лицо здесь указывается его полное наименовании, ИНН и ОГРН, юридический адрес. Также в этом пункте нужно указать дату и место оформления договора купли-продажи земельного участка.

Далее следует пункт «предмет договора». В нем пойдет речь о земельном участке, который нужно указать с максимальной точностью, так, чтобы впоследствии не было расхождений по его определению. Точные данные земельного участка – адрес, площадь, кадастровый номер, категорию земли и целевое назначение. Все этот можно найти в кадастровом паспорте, который продавец должен предоставить к моменту совершения сделки. В договоре нужно также указать, распространяются ли на земельный участок какие-то обременения или ограничения по его использованию, например, сервитуты.

В пункте «плата по договору» должна быть указана цена, по которой приобретается земельный участок. Обратите внимание, что если для того, чтобы уменьшить налогообложение стороны договариваются указать в договоре купли-продажи земельного участка меньшую стоимость, то риску подвергается, в первую очередь именно покупатель, а не продавец. Если вдруг сделка в дальнейшем будет оспорена в суде и признана недействительной, покупатель может рассчитывать на возврат только той суммы, которая указана в договоре. Также в этом пункте можно указать способ и этапы, в соответствии с которыми деньги будут перечислены продавцу.

Пункты «права и обязанности сторон» «ответственность сторон» и «заключительные положения» являются необязательными, но желательными. Здесь стороны могут указать, как между ними распределяются обязанности по сделке и те штрафные санкции, которые могут быть на них наложены, в случае, если одна из сторон нарушит свои обязательства.

И в заключение под договором ставятся подписи продавца и покупателя с их точной расшифровкой.

Договор купли-продажи земельного участка необходимо оформит в трех одинаковых экземплярах – по одному для каждой из сторон и еще один – для Регистрационной палаты.

Как зарегистрировать договор купли-продажи земельного участка

Для того чтобы сделка купли-продажи земельного участка была признана совершившейся, составленный договор необходимо передать для регистрации в одно из отделений Росреестра. К трем экземплярам договора необходимо приложить следующие документы:

  • правоустанавливающий документ на участок и свидетельство о регистрации права собственности на продавца;
  • паспорт заявителя;
  • кадастровый план земельного участка;
  • заявление о регистрации перехода права – заполняется в Росреестре;
  • заявление о регистрации права собственности – заполняется в Росреестре;
  • квитанцию об уплате государственной пошлины.

Срок регистрации права собственности на земельный участок – 20 дней.