>Юридический центр
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Главная Бизнес
Недвижимость Кодексы
Налоги Законы РФ
Развод Арбитраж

Что делать, если больному раком отказали в лекарствах

Лечение в условиях стационара по полису ОМС бесплатно, включая обеспечение лекарственными препаратами. Лекарства назначает лечащий врач, после чего они предоставляются пациенту. Врач назначает лекарство, если оно входит в стационарный стандарт по заболеванию пациента и в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Лекарства в стандартах и перечнях указываются под международным наименованием (МНН). Лекарства из стандарта и перечня ЖНВЛП всегда должны быть в наличии в стационаре и предоставляться пациенту бесплатно.

Обеспечение лекарствами в стационаре

Важно! Лекарство, не входящее в перечень ЖНВЛП, может быть предоставлено пациенту в следующих случаях:

в случае его замены из-за индивидуальной непереносимости;

по жизненным показаниям;

при нетипичном течении заболевания, наличии осложнений основного заболевания или сопутствующих заболеваний;

при назначении лекарственных препаратов, особенности взаимодействия и совместимости которых приводят к снижению эффективности и безопасности фармакотерапии и создают потенциальную опасность для жизни и здоровья пациента.

Указанные факты должны быть доказаны и фиксироваться в медицинских документах пациента лечащим врачом. Назначаются лекарства уже не врачом единолично, а согласовываются с заведующим отделением или ответственным дежурным врачом, другим уполномоченным лицом, с врачебной комиссией стационара.

Что делать, если в стационаре пришлось платить за лекарства

Хотя лечение в стационаре должно быть полностью бесплатным, врачи иногда предлагают приобрести лекарства (или, например, расходные материалы - шприцы и проч.) за свой счет по причине их временного отсутствия. Обезопасить себя от подобного рода незапланированных трат можно несколькими способами.

1. Позвонить в региональный минздрав по телефону горячей линии с жалобой на требование оплатить лекарство в стационаре.

2. Обратиться к главному врачу стационара, напомнив, что лечение в стационаре является бесплатным на основании полиса ОМС и территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи и требование платы незаконно.

3. Позвонить в страховую компанию по указанному на полисе ОМС телефону и сказать, что врач предлагает заплатить за лекарство в стационаре. Страховая компания должна помочь получить лечение бесплатно - например, позвонить главному врачу стационара с просьбой обеспечить лекарством пациента.

4. Приобрести лекарство за свой счет и, сохранив документы о покупке, написать заявление на имя главного врача с просьбой компенсировать затраты на лекарства. В этом случае можно сообщить, что в случае отказа пациент обратится в страховую компанию с заявлением о возмещении потраченных денег.

5. Приобрести лекарство за свой счет, сохранив товарный и кассовый чеки, и после выписки из стационара обратиться в свою страховую компанию с письменным заявлением о возмещении потраченных средств. К заявлению нужно приложить:

- выписку из медицинской карты;

- чек и копию чека (квитанцию об оплате медицинской услуги), копию полиса.

Получив заявление, эксперты страховой компании проведут проверку на предмет правомерности взимания денежных средств с пациента за услуги по ОМС. Это самая неблагоприятная ситуация для лечебного учреждения, так как страховщик не только возвратит пациенту потраченные денежные средства, но и снимет денежные средства с лечебного учреждения (уменьшит финансирование), а главврача привлечет к ответственности.

Обеспечение больных раком лекарствами амбулаторно

После того как врачи-онкологи на консилиуме назначили пациенту необходимые ему противоопухолевые лекарственные препараты, лечащий врач-онколог включает плановую потребность пациента в лекарстве в заявку и передает ее главному врачу для корректировки и формирования сводной заявки по онкодиспансеру. Затем заявка направляется в минздрав области на утверждение.

Недорогие противоопухолевые лекарства также назначаются на консилиуме врачей онкодиспансера, потом лечащий врач-онколог выдает пациенту рекомендации для поликлиники на выписку лекарства, но заявку уже формирует не онкодиспансер, а врач-терапевт поликлиники (ЛПУ) по месту жительства.

На основании сводных заявок поликлиник минздравом области организуются государственные закупки лекарств путем размещения госзаказа. Перечень закупаемых лекарств под международными наименованиями указывается в спецификации и прилагается к контракту. По результатам размещения госзаказа с поставщиками, признанными победителями, заключается государственный контракт, по которому поставщик обязуется поставить лекарственные препараты согласно спецификации.

Если на фоне приема препарата у пациента происходит ухудшение состояния здоровья, возникают побочные явления (зафиксированные в амбулаторной карте пациента) или подтвержденная индивидуальная непереносимость препарата, минздрав должен решать вопрос о разовой закупке необходимого пациенту препарата. Если потребность пациента в лекарстве не была включена в сводную заявку или лекарство не было включено в спецификацию при госзакупках, он не получит лекарство.

И наоборот, если потребность в утвержденную заявку включена и лекарство закуплено, проблем с получением лекарства по льготному рецепту в аптеке быть не должно. Узнать о том, включена ли потребность пациента в лекарстве в сводную заявку по онкодиспансеру или по поликлинике на определенный период, можно у лечащего врача и в отделе лекарственного обеспечения регионального минздрава.

Аптека и отсроченное обслуживание больных раком

Выданный врачом рецепт необходимо предъявить в льготную аптеку. При отпуске лекарства, положенного по федеральной или региональной льготе, сотрудник аптеки может заменить его на синоним - это правомерно, но факт замены должен быть согласован с лечащим врачом. Для этого врач указывает свой телефон на рецепте.

На рецепте сотрудник аптеки должен поставить отметку о дате постановки рецепта на учет, указать номер аптеки, расписаться и возвратить рецепт пациенту.

В некоторых регионах аптеки забирают рецепт. Чтобы узнать, насколько это правомерно, необходимо потребовать в льготной аптеке имеющиеся там «Правила отсроченного обслуживания», где указано, должны ли его забирать. Если такое правило действительно есть, то рекомендуется сделать копию рецепта, на которой аптека укажет номер и дату регистрации рецепта в «Журнале отсроченного спроса» - чтобы исключить недобросовестные действия сотрудника аптеки, который может позже сказать, что такого рецепта вообще не было. Рецепт может пригодиться при обращении в суд.

После принятия рецепта аптека должна сразу сделать заявку на лекарственный препарат в уполномоченную за поставку льготных лекарств в регион фармацевтическую компанию и предоставить лекарство пациенту в течение 10-16 дней. Если лекарство есть в другой льготной аптеке, его должны доставить больному не позднее 10 дней с момента постановки рецепта на отсроченное обслуживание. Если при нахождении на отсроченном обслуживании срок действия рецепта истекает, то по такому рецепту возможен отпуск лекарственного средства без его переоформления, за исключением наркотических и подлежащих учету лекарственных средств.

Обеспечение больных раком лекарствами в фармацевтической компании

Когда рецепт поставлен на отсроченное обслуживание, фармацевтическая компания организует доставку лекарства со склада в аптеку в течение 10 дней с момента регистрации рецепта в журнале аптеки. Если в фармкомпании отсутствует необходимое лекарственное средство, она обеспечивает закупку и поставку лекарственного средства в аптечное учреждение в течение 6 рабочих дней. Соответственно максимум через 16 дней пациенту должны предоставить необходимое лекарство.

Если врачи или аптека утверждают, что лекарства нет и не будет, пациент может сам позвонить в фармкомпанию, осуществляющую поставки льготных лекарств в регион, и выяснить, есть ли на складе то или иное лекарство, когда оно будет доставлено в льготную аптеку, по какой причине отсутствует, а также уведомить, что рецепт принят аптекой на отсроченное обслуживание, так как аптека может и не уведомить фармкомпанию об отсроченном рецепте. Телефон уполномоченной фармкомпании имеется в льготной аптеке.

Приобретение онкобольными лекарств за свой счет

Если лекарственный препарат не предоставлен аптекой в течение 16 дней, то при необходимости можно приобрести его за свой счет, сохранив документы об оплате и рецепт с отметкой аптеки.

После этого необходимо написать претензию в адрес уполномоченной фармкомпании о компенсации денежных средств, потраченных на приобретение льготного лекарства. Вряд ли эта претензия будет удовлетворена, но ответ на нее пригодится пациенту в случае обращения в суд с иском о взыскании убытков с ответственных за лекарственное обеспечение уполномоченных органов. Например, фармкомпания напишет, что минздрав области не проводил плановые торги на закупку лекарств или лекарство не было указано в спецификации при госзакупках, поэтому его нет. Исходя из ответа на претензию, можно будет определить ответчика в суде. При этом в качестве ответчика всегда нужно привлекать уполномоченную фармкомпанию и местный минздрав, а суд определит, по чьей вине пациент не обеспечен лекарством.