Приложение к кодексу этики аудиторов РФ. Статья 6. Тесные деловые отношения с проверяемыми клиентами
6.1. Тесные деловые отношения между аудитором или аудиторской организацией и аудируемой организацией или ее руководством подразумевают наличие коммерческой или общей финансовой заинтересованности и могут создать угрозу существования личной заинтересованности и шантажа. Примерами таких отношений являются: 6.1.1. наличие существенной финансовой заинтересованности в совместном предприятии с аудируемой организацией или контролирующим собственником, членом Совета директоров, должностным лицом, занимающим руководящий пост в аудируемой организации; 6.1.2. схемы, объединяющие какие-либо услуги аудиторской организации с какими-либо товарами или услугами аудируемой организации, или совместный маркетинг таких товаров/услуг в общем пакете с указанием обеих сторон; 6.1.3. маркетинговые механизмы, в которых аудиторская организация выступает в качестве маркетолога товаров или услуг аудируемой организации или, напротив, в которых аудируемая организация выступает в качестве дистрибьютора или маркетолога услуг аудиторской организации. 6.2. В случае если аудируемая организация является клиентом аудиторской проверки и если финансовая заинтересованность существенна и отношения имеют особое значение для аудиторской организации и аудируемой организации, то никакие меры предосторожности не способны свести такую угрозу до приемлемого уровня. Следовательно, в обоих случаях единственно возможными представляются следующие действия: 6.2.1. прекращение деловых отношений; 6.2.2. сокращение объема отношений до уровня, при котором финансовая заинтересованность стала бы несущественной, а отношения незначительными; 6.2.3. отказ от проведения проверки. При наличии столь существенной финансовой заинтересованности у аудитора или при высокой значимости для него таких отношений единственно возможным выходом является выведение такого лица из состава проверяющих. 6.3. В случае с аудируемой организацией деловые отношения, подразумевающие наличие заинтересованности со стороны аудитора или аудиторской организации или членов их семей, не создают угрозу независимости, если: 6.3.1. такие отношения однозначно не имеют существенного значения для аудиторской организации или аудируемой организации; 6.3.2. такая заинтересованность несущественна. 6.4. Факт покупки аудитором или аудиторской организацией товаров или услуг у аудируемой организации не создает угрозу независимости, если такая сделка заключена в рамках обычного делового оборота на обычных условиях. Однако характер или объем таких сделок может создать угрозу наличия личной заинтересованности. Если такая угроза не является однозначно несущественной, необходимо предусмотреть и использовать меры предосторожности, сводящие такую угрозу до приемлемого уровня. К таким мерам могут относиться: 6.4.1. отказ от сделки или ограничение ее объема; 6.4.2. выведение такого аудитора из состава проверяющих; 6.4.3. обсуждение проблемы с руководящими органами, такими, как, например, Комитет по аудиту аудируемой организации.