>Юридический центр
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Главная Бизнес
Недвижимость Кодексы
Налоги Законы РФ
Развод Арбитраж

Программы реструктуризации задолженности сельскохозяйственных организаций

Аресты имущества, блокирование счетов и некоторые другие негативные процессы, парализовавшие нормальную производственную деятельность отдельных сельскохозяйственных организаций — следствие накопленной за многие годы просроченной задолженности.

В настоящее время приостановить негативные процессы в связи с накопленной просроченной задолженностью предприятий сельскохозяйственного сектора экономики можно различными путями. Один из них — реструктуризация долгов, которая представляет собой процедуру, изменяющую условия и порядок погашения просроченной задолженности в целях предоставления сельскохозяйственной организации возможности без остановки производства осуществлять расчеты с кредиторами и планировать будущее развитие организации.

Основными нормативно-правовыми документами, регулирующими реструктуризацию задолженности, являются: Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 9 июля 2002 г. № 83 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», Постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2003 г. № 52 «О реализации Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», Постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 г. № 458 «О порядке и условиях проведения реструктуризации просроченной задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) сельскохозяйственных предприятий и организаций по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов» и некоторые другие.

В этих документах государством заложены основы формирования в России государственных программ реструктуризации двух видов — постоянно действующая и временно действующая. Постоянно действующая программа  не ограничена сроками вхождения в нее сельскохозяйственной организации. Предприятие, принявшее решение реструктуризировать задолженность и выполнившее все требования по вхождению в эту программу, может в любой момент стать ее участником. Временно действующая программа ограничена сроками вхождения в нее сельскохозяйственной организации.

Правовые основы постоянно действующей программы реструктуризации заложены в Налоговом кодексе Российской Федерации (ч. 1, ст. 61—65, 68) и Федеральном законе «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», Постановлении Правительства Российской Федерации от 30 января 2003 г. № 52 «О реализации Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».

Условия реструктуризации, определенные в этих документах, различаются.

Реструктуризация в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Нормы Налогового кодекса Российской Федерации распространяются только на задолженность, образовавшуюся у сельскохозяйственной организации перед государством вследствие неуплаты или несвоевременной уплаты налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды. Реструктуризация может быть предоставлена как по одному, так и по нескольким видам налогов и сборов.

В соответствии со ст. 61 основными видами реструктуризации являются:

  • рассрочка;
  • отсрочка;
  • налоговый кредит.

Рассрочка и отсрочка предоставляются сельскохозяйственной организации (если имеются на то основания) на период от одного до шести месяцев, налоговый кредит — от трех месяцев до одного года. 

Согласно ст. 64, основаниями для реструктуризации задолженности сельскохозяйственной организации являются:

  • причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного сельскохозяйственной организацией государственного заказа;
  • угроза банкротства в случае единовременной выплаты сельскохозяйственной организацией налога. В соответствии с Распоряжением Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО России) от 13 апреля 2001 г. № 111-р заключение о возможности наступления банкротства сельскохозяйственной организации в случае единовременной уплаты сумм налогов дается ФСФО России и ее территориальными органами в трехнедельный срок на основании бухгалтерской отчетности организации (формы 1, 2, 4), статистической отчетности (форма 5-з) за последний год и за последний отчетный период текущего года, а также на основании справки налогового органа о величине налогов, подлежащих единовременной уплате, и о величине начисленных и уплаченных налогов за последний отчетный период текущего года и на основании иной информации;
  • сезонность производства и (или) реализации товаров, работ или услуг. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 1999 г. № 382 в сельском хозяйстве в качестве сезонных  признаются такие виды деятельности, как растениеводство, механизированные работы в полевых условиях, заготовка сельскохозяйственной продукции и сырья, звероводство. Таким образом, по этому основанию на реструктуризацию (за исключением налогового кредита, который по этому основанию не предоставляется) имеет право претендовать большинство сельскохозяйственных организаций;
  • иные основания, предусмотренные Таможенным кодексом Российской Федерации в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

При проведении реструктуризации по причине наличия одного из указанных оснований (за исключением причинения ущерба и задержки финансирования сельскохозяйственной организации) на сумму задолженности начисляется процент исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ (а при налоговом кредите — равной ставке рефинансирования ЦБ РФ), действовавшей за период реструктуризации, если иное не предусмотрено таможенным законодательством РФ в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Право на реструктуризацию может быть реализовано сельскохозяйственной организацией (в случае наличия одного или нескольких из указанных оснований) при следующих условиях:

  • отсутствие возбужденных в отношении организации производств по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении, а также при отсутствии иных оснований, изложенных в ст. 62 Налогового кодекса РФ;
  • наличие имущества у организации, которое может быть предметом залога либо поручительства (эта информация представляется по требованию уполномоченного органа).

Решение о реструктуризации принимается уполномоченным органом в течение одного месяца по заявлению организации. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие оснований для реструктуризации.

Уполномоченным органом является:

  • в случае реструктуризации задолженности организации по федеральным налогам и сборам — Министерство финансов Российской Федерации (за исключением случаев, установленных законодательством);
  • в случае реструктуризации задолженности организации по региональным и местным налогам и сборам — соответственно финансовые органы субъекта Российской Федерации и муниципального образования (за исключением случаев, предусмотренных законодательством);
  • в случае реструктуризации задолженности организации по налогам и сборам, поступающим во внебюджетные фонды, — органы соответствующих внебюджетных фондов;
  • иные органы.

Решение уполномоченного органа о предоставлении реструктуризации должно содержать график погашения сельскохозяйственной организацией задолженности. При налоговом кредите уполномоченный орган на основании принятого им решения дополнительно заключает с организацией договор, в котором определяются условия реструктуризации.

При необходимости (по ходатайству сельскохозяйственной организации) уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении реструктуризации) приостановлении уплаты организацией суммы задолженности.

Реструктуризация задолженности в соответствии с условиями, определенными в Налоговом кодексе РФ, не нашла  широкого применения. Это связано прежде всего с ее короткими сроками. Многие сельскохозяйственные организации не способны погасить за столь небольшой промежуток времени зачастую немалую для организации задолженность. Такая реструктуризация используется в основном как вынужденная мера, позволяющая в течение небольшого промежутка времени избежать исполнительного производства, банкротства и других нежелательных для организации последствий просроченной задолженности. Возможность участия в такой реструктуризации одного единственного кредитора-государства также не прибавила ей популярности.

Реструктуризация в соответствии с Федеральным законом «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» и Постановлением Правительства РФ от 30 января 2003 г. № 52 «О реализации Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей». В государственной постоянно действующей программе реструктуризации, основанной на положениях Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», порядок и условия реструктуризации задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей иные, чем те, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.

Особенности закона заключаются в следующем:

  • предусматривается одновременно реструктуризация задолженности как перед бюджетом и внебюджетными фондами, так и перед иными кредиторами;
  • определены единые условия реструктуризации по всем видам задолженности. Все кредиторы подписывают одно и то же соглашение о реструктуризации;
  • увеличен базовый срок реструктуризации: при рассрочке он должен быть не менее четырех лет, а при отсрочке — не менее пяти лет. Дополнительно базовые условия реструктуризации определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2003 г. № 52 «О реализации Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей». Кроме того, предусматривается списание основного долга и начисленных процентов. В случае заключения соглашения о реструктуризации и его последующем исполнении предусматривается списание пеней и штрафов;
  • в отношении каждой сельскохозяйственной организации выбирается индивидуальный вариант реструктуризации, зависящий от показателей ее финансового состояния. Методика расчета показателей финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2003 г. № 52 «О реализации Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».

Для реализации этих положений и контроля реструктуризации законом предусмотрено создание межведомственной федеральной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее федеральная комиссия). Кроме того, в каждом субъекте Российской Федерации создаются межведомственные территориальные комиссии (далее территориальные комиссии). Статус комиссий урегулирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2002 г. № 788 «О межведомственных комиссиях по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей». 

Состав комиссий формируется по принципу представления в них интересов основных кредиторов, то есть тех кредиторов, доля задолженности перед которыми является наибольшей в структуре задолженности большинства сельскохозяйственных организаций. Так, законом установлено, что в состав федеральной комиссии должны войти представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и субъектов естественных монополий. А в состав территориальных комиссий дополнительно включаются еще представители органов местного самоуправления. В расширенных заседаниях комиссий могут участвовать и иные кредиторы.

Федеральная комиссия в процессе реструктуризации осуществляет организационно-координационную работу: организует деятельность территориальных комиссий, рассматривает жалобы на их действия и выполняет иные функции.

Выбор варианта реструктуризации, принятие решения о заключении соглашения о реструктуризации и другую деятельность осуществляют территориальные комиссии, которые определяют направление процесса реструктуризации и  являются активными его участниками.

Федеральный закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» предусматривает многоступенчатый порядок реструктуризации. Это обусловлено выбором таких единых условий реструктуризации, которые позволили бы соблюсти интересы как можно большего числа кредиторов, так как в соответствии со ст. 18 соглашение о реструктуризации считается заключенным при условии подписания его кредиторами, обладающими в совокупности правом требования погашения не менее 75% кредиторской задолженности должника.

В соответствии с законом определены следующие основные стадии реструктуризации.

Включение должника в состав участников программы по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей. На этой стадии должнику необходимо самостоятельно разработать и утвердить на общем собрании план улучшения финансового состояния организации. В государственных и муниципальных унитарных предприятиях такой план разрабатывается собственником имущества. В этом плане должны быть отражены основные мероприятия, благодаря которым должник сможет исполнять текущие обязательства и обязательства, принятые на себя в рамках соглашения о реструктуризации долгов. К таким мероприятиям относятся: поиск организации-инвестора; дополнительная эмиссия акций и их размещение среди акционеров или третьих лиц, включая организацию-инвестора; продажа части имущества, сдача его в аренду; совершенствование внутрихозяйственных отношений и другие меры.

К участнику программы финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2003 г. «О реализации Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», предъявляются также следующие требования:

  • соответствие документов, представленных должником, перечню документов, прилагаемых к заявлению должника о включении в состав участников программы;
  • в отношении должника арбитражным судом не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);
  • не нарушен определенный уставом должника порядок принятия решения о подаче заявления о включении его в состав участников программы (для юридических лиц);
  • уплата должником текущих платежей по налогам, сборам и другим денежным обязательствам в полном объеме в течение трех месяцев до момента принятия межведомственной территориальной комиссией по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей решения о предоставлении права на участие в программе.

Решение о включении сельскохозяйственной организации в состав участников программы принимает территориальная комиссия на основании заявления должника, плана улучшения его финансового состояния и иных документов. Срок для принятия такого решения — один месяц. В этот период сельскохозяйственной организации запрещено осуществлять многие сделки по распоряжению имуществом — продавать, сдавать в аренду, вносить недвижимость (в том числе земельные участки) в залог, в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ (товариществ), осуществлять уступку права требования, переводить долги и осуществлять некоторые другие сделки, оговоренные в законе.

Определение варианта реструктуризации и его утверждение. В случае если принято положительное решение о включении организации-должника в программу по финансовому оздоровлению, территориальная комиссия производит расчет показателей его финансового состояния и определяет вариант реструктуризации задолженности. В процессе оценки имеющейся у сельскохозяйственной организации задолженности и решения вопроса о ее реструктуризации территориальная комиссия учитывает то обстоятельство, что соглашение о реструктуризации будет заключаться на равных условиях в отношении всей имеющейся задолженности, в том числе и уже реструктуризированной по другим соглашениям и договорам, так как, согласно ст. 2, под реструктуризируемым долгом для целей данного закона понимается не только просроченная задолженность, но и отсроченная и рассроченная. 

Вариант реструктуризации задолженности утверждается на расширенном заседании территориальной комиссии, в котором также принимают участие и кредиторы организации, не являющиеся членами этой комиссии. Решение считается принятым, если за него проголосовали единогласно все члены территориальной комиссии, уполномоченные подписывать соглашение.

Этап определения варианта реструктуризации и его утверждения длится два месяца.

Подписание соглашения о реструктуризации. Работа на этой стадии начинается с уведомления территориальной комиссией должника о необходимости подписания в течение одного месяца соглашения о реструктуризации у кредиторов, не представленных в территориальной комиссии, и вручения ему проекта этого соглашения. Подписанный такими кредиторами проект соглашения представляется затем в территориальную комиссию для подписания его всеми ее членами.

После подписания соглашения о реструктуризации с должником заключаются дополнительные соглашения о списании пеней и штрафов, начисленных по задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами и перед иными кредиторами.

Форма соглашения о реструктуризации является типовой, она утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2003 г. № 52 «О реализации Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».

Исполнение соглашения о реструктуризации. Особенностью закона при определении условий соглашения о реструктуризации (ст. 19) является условие об обязательстве должника осуществлять платежи одновременно всем кредиторам пропорционально их доле в общей сумме кредиторской задолженности.

Контроль за исполнением соглашения о реструктуризации осуществляет банк-агент, с которым должник в соответствии с соглашением о реструктуризации должен заключить договор о ведении счета с особым режимом. На этот счет сельскохозяйственная организация зачисляет денежные средства, а банк-агент списывает их одновременно всем кредиторам в целях осуществления платежей по соглашению о реструктуризации.

Банк, который должен выступать в роли банка-агента утверждается Правительством Российской Федерации. Должник обязан вступить в отношения с банком-агентом с момента подписания соглашения необходимым количеством кредиторов.

Процедуры реструктуризации, изложенные в Федеральном законе «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», все же имеют определенные недостатки, а именно:

  • не каждая сельскохозяйственная организация может участвовать в реструктуризации, а только та, которая включена в состав участников программы по финансовому оздоровлению в соответствии с планом мероприятий по улучшению финансового состояния должника;
  • на стадии включения должника в состав участников программы по финансовому оздоровлению ему запрещено осуществлять многие сделки, в том числе и по отчуждению недвижимости. Это ограничивает возможности хозяйства найти средства для погашения задолженности перед активными кредиторами, которые в любой момент могут инициировать возбуждение дела о банкротстве должника;
  • на каждой стадии, за исключением стадии определения варианта реструктуризации и его утверждения, может быть возбуждена процедура банкротства, что препятствует заключению соглашения о реструктуризации. В случае если соглашение о реструктуризации подписано и исполняется сторонами, то все же, согласно п. 3 ст. 28 Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», банкротство влечет его автоматическое расторжение.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» нормы Налогового кодекса Российской Федерации не применяются к отношениям, регулируемым Федеральным законом «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».

Согласно ст. 2 Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», реструктуризации подлежат в числе других и ранее реструктуризированные долги. Таким образом, в случае заключения соглашения о реструктуризации, согласно нормам Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», соглашение о реструктуризации задолженности по налогам и сборам, заключенное в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, перестает действовать.

Государственные временно действующие программы реструктуризации задолженности. Эти программы регулируются периодически принимаемыми нормативно-правовыми актами на основании Налогового кодекса Российской Федерации и законов о бюджете, срок действия которых строго определен.

В частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 г. № 458 «О порядке и условиях проведения реструктуризации просроченной задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) сельскохозяйственных предприятий и организаций по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов» был установлен срок подачи заявления о реструктуризации просроченной задолженности до 1 апреля 2002 г. Изменениями, внесенными в этот нормативно-правовой акт 11 ноября 2002 г., сельскохозяйственным организациям, нарушившим соглашение о реструктуризации, сохраняется возможность на реструктуризацию и подать заявление до 31 декабря 2002 г. (а некоторым организациям — до конца марта 2003 г.).

Предметом реструктуризации в соответствии с временно действующей программой является задолженность, образовавшаяся перед бюджетом и внебюджетными фондами. Содержащийся в нормативно-правовых актах, регулирующих временно действующую программу реструктуризации, порядок ее проведения не решает проблемы задолженности по негосударственным обязательствам и лишает сельскохозяйственные организации, опоздавшие по каким-либо причинам войти в эту программу, права на реструктуризацию.

Наличие параллельно действующих государственных временных программы реструктуризации, механизма реализации положений Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» и соответствующих норм Налогового кодекса Российской Федерации дает возможность сельскохозяйственной организации выбрать формы, условия и порядок реструктуризации.