>Юридический центр
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Главная Бизнес
Недвижимость Кодексы
Налоги Законы РФ
Развод Арбитраж

Новые «горючие» нормы: битва за налоговые расходы

Налоговики всегда считали, что компании не могут уменьшать базу по налогу на прибыль на стоимость всего топлива, израсходованного на служебные машины. За ориентир инспекторы брали нормы, которые были утверждены Минтрансом еще в 2003 году. В начале года у организаций образовалась некоторая передышка: названные нормы попросту устарели. Но все хорошее когда-нибудь кончается…

В середине марта этого года из-под пера специалистов Минтранса вышло распоряжение от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р, которым учреждаются методические рекомендации относительно норм расходов горюче-смазочных материалов на автомобильном транспорте. Данным нормативным актом дополняется перечень автомобилей и соответствующих им базовых норм расхода топлива, изменены некоторые коэффициенты, предназначенные для корректировки расходов топлива в определенных дорожных и климатических условиях, а кроме того, оговорены и сами обстоятельства их использования.

По совести говоря, изменения, которые претерпели прежние рекомендации транспортного ведомства, не то что кардинальными, но, в общем-то, и значительными признать попросту невозможно. Интересно другое. С выходом в свет этого распоряжения у чиновников вновь появится неуемное желание запрещать снижение налогооблагаемой прибыли на суммы, превышающие учрежденные Минтрансом нормативы.

Нормативные цели

Инициатива главного транспортного департамента страны по созданию и установлению лимитов на ГСМ была проявлена неспроста. Дело в том, что документ, которым прежде должны были руководствоваться владеющие автотранспортом организации, Р3112194-0366-03 (утв. Минтрансом 29 апреля 2003 г.), закончил свое действие 1 января 2008 года. По идее, устанавливаемые транспортным ведомством нормы должны использоваться по большей части в целях облегчения статистической и оперативной отчетности транспортных организаций, хотя не исключено и применение их в целях налогообложения. Об этом есть ссылка и в самом распоряжении, в частности, при указании на цели реализации приказа Минтранса от 24 июня 2003 г. № 153 «Об утверждении Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте».

Но между тем чиновники как налогового, так и финансового ведомства неоднократно обращали внимание налогоплательщиков на необходимость применения норм при списании затрат на покупку ГСМ для служебного транспорта в составе материальных или прочих расходов (подп. 5 п. 1 ст. 254 и подп. 11 п. 1 ст. 264 НК). В частности, подобная позиция зафиксирована в письмах Минфина от 4 сентября 2007 г. № 03-03-06/1/640 и УФНС по г. Москве от 10 июля 2007 г. № 24-17/0536.

Выходит, с начала этого года при отражении расходов на ГСМ в части снижения налога на прибыль организации ничем не ограничены, ведь до момента принятия нового распоряжения Минтранса горюче-смазочные материалы можно списывать по тем нормам, которые устанавливаются самой фирмой посредством издания приказа руководителя.

Идти на поводу?

Примечательно, что на данный момент прямого указания на необходимость применения норм расходов ГСМ при налогообложении прибыли в законодательстве, в общем-то, и не содержится. На подобное обстоятельство неоднократно обращали внимание и служители Фемиды. Недаром судьи принимали сторону налогоплательщиков в спорах с налоговиками, требовавшими соблюдения норм расхода ГСМ, установленных Минтрансом (постановления ФАС Дальневосточного округа от 7 ноября 2007 г. № Ф03-А37/07-2/4346 и ФАС Московского округа от 25 сентября 2007 г. № КА-А41/9866-07).

Справедливости ради надо отметить: некогда именно то, что нет никакой необходимости ограничивать суммы затрат на закупку ГСМ в целях списания в расходы, подчеркивали и сами налоговики. Так, к примеру, в письме УМНС по г. Москве от 23 сентября 2002 г. № 26-12/ 44873 инспекторы обратили внимание на тот факт, что израсходованные суммы на топливо и смазочные материалы можно учесть в размере фактических затрат. Главное в этом случае – суметь обосновать экономическую целесообразность превышения норм Минтранса, что в целом попросту вытекает из положений пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса и применимо в отношении абсолютно всех снижающих «прибыльный» налог трат.

По мнению экспертов журнала «Нормативные акты для бухгалтера», обосновать превышение установленных транспортным департаментом лимитов весьма просто. Для этого достаточно опять-таки издать приказ руководителя фирмы, в котором были бы утверждены собственные нормы расхода топлива и смазочных материалов, используя в качестве ориентира нормы Минтранса. Причем никто не может наложить запрет на то, чтобы фирмы отразили в своих внутренних актах, что при необходимости данные нормы будут увеличены. Например, в зимнее время, для городских поездок в часы пик, из-за изношенности двигателя автомобиля и так далее. В качестве документального подтверждения осуществленных трат могут послужить путевые листы, формы которых утверждены постановлением Госкомстата от 28 ноября 1997 г. № 78. При этом доказательством будут являться зафиксированные в путевых листах показания спидометра, фактический расход топлива, места отправления и назначения.

Пример

Транспортная фирма ООО «Лира» в соответствии с договором транспортной экспедиции должна перевезти материалы со склада из Московской области в Москву.

С. Веткину, водителю «Лиры», из кассы под отчет были выданы 2500 руб. для заправки автомашины бензином и путевой лист. В конце дня С. Веткин представил в бухгалтерию авансовый отчет о покупке 60 литров бензина. Стоимость одного литра – 25 руб.

К отчету были приложены чеки ККТ на сумму 1500 руб., в т. ч. НДС – 228,81 руб.

В путевом листе С. Веткин указал пункты назначения, время выезда и возвращения, пробег автомобиля и фактический расход бензина, равный 26 литрам.

Все поездки осуществлялись для перевозки материалов по заключенному фирмой договору.

Бухгалтер «Лиры» должен сделать такие проводки:

Дебет 71   Кредит 50

– 2500 руб. – выданы под отчет водителю деньги на бензин;

Дебет 60   Кредит 71

– 1500 руб. – произведена оплата за бензин;

Дебет 10-3   Кредит 60

– 1271,19 руб. (1500 – 228,81) – учтена стоимость приобретенного бензина;

Дебет 19-3   Кредит 60

– 228,81 руб. – принят к учету НДС, уплаченный при покупке бензина;

Дебет 20   Кредит 10-3

– 550,85 руб. (1271,19 руб. : 60 л х 26 л) – списано 26 литров бензина в расходы на основании путевого листа;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС»   Кредит 19-3

– 99,15 руб. – принят к вычету НДС по бензину;

Дебет 50   Кредит 71

– 1000 руб. (2500 – 1500) – водитель вернул не потраченную на бензин сумму в кассу организации.

На всю стоимость фактически израсходованного бензина (550,85 руб.) можно уменьшить доходы фирмы при расчете налога на прибыль.

Однако, зная привычки главного финансового ведомства, было бы весьма наивно полагать, что за налогоплательщиками останется право списывать затраты на ГСМ в фактическом размере, тогда как Минтранс учредил новые нормативы. В ближайшее время стоит ожидать новых творений Минфина, указывающих на необходимость применения данных норм при налогообложении прибыли. А значит, у налоговиков появится основание придираться к сверхнормативным тратам организаций. Разумеется, на положения законодательства ведомственные «рукописи» никак не повлияют; другой вопрос, что фирмам свою правоту, возможно, придется доказывать в суде. Соглашения и начисления