>Юридический центр
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Главная Бизнес
Недвижимость Кодексы
Налоги Законы РФ
Развод Арбитраж

Государственная регистрация юридических лиц: смена директора

При смене единоличного исполнительного органа организации необходимо уведомить об этом свой регистрирующий орган (ИФНС).

Для уведомления ИФНС о смене директора фирме отводится три дня (п. 5 ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). В течение этого времени в налоговую нужно подать заявление по форме № Р14001. Если вы нарушите трехдневный срок, фирму оштрафуют (п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Вот только сделать это, по мнению налоговиков, должен не кто иной, как отстраненный от должности руководитель.

До недавнего времени ответ на вопрос, кто директор фирмы был очевиден — тот, кого избрали на общем собрании учредителей (участников, акционеров).

Процедура назначения нового руководителя на должность прописана и в ГК РФ, в ФЗ «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью». Так, кандидатуру директора учредители должны утвердить на общем собрании, протокол которого и является свидетельством назначения на должность. С этого момента полномочия отстраненного директора полностью прекращаются.

Такой порядок был понятен всем. Поспорить с ним решилось только руководство отдела регистрации юридических лиц ФНС. Налоговики присвоили себе право не вносить в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведения о новом руководителе компании, если с этим «не согласен» его предшественник (отстраненный от должности директор).

Итак, назначив нового руководителя, фирма должна уведомить об этом свою налоговую. До недавнего времени заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ подписывал вновь назначенный директор. Однако начиная с осени 2004 года налоговые органы стали отказывать в регистрации таких изменений, если заявление было подписано новым руководителем.

Налоговики ссылались на Письмо МНС России № 09-1-03/3680@ «О государственной регистрации юридических лиц», а позднее на более расширенное Письмо ФНС № 09-0-10/4223@ «К вопросу о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся Едином государственном реестре юридических лиц».

По мнению департамента государственной регистрации и учета юридических и физических лиц ФНС России, директор фирмы — это тот, информация о ком содержится в ЕГРЮЛ. Именно этот человек и является единоличным исполнительным органом фирмы. И, соответственно, только он вправе сведения в этом реестре изменять.

В соответствии с указанными письмами, старания налогового органа направлены на «исключение случаев недобросовестности» при смене руководителя. Если же заявление в инспекцию подано лицом, сведений о котором в государственном реестре нет, контролеры «вправе вынести решение об отказе» в регистрации.

Однако, исчерпывающий перечень оснований для такого отказа приведен в статье 23 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». И такой причины, как подача заявления, подписанного «не тем директором», здесь нет. Однако налоговиков это нисколько не смутило. Налоговое начальство подсказало своим территориальным инспекциям, что отказать фирме в регистрации изменений можно на основании того, что заявление фирма якобы не подавала вовсе.

По мнению налогового ведомства, пока запись о назначении директора в ЕГРЮЛ не внесена, он является для налоговой «неуполномоченным лицом». Ведь протокол общего собрания учредителей (участников, акционеров) запросто может быть подделан, а проверять его подлинность инспекторы не обязаны. Заявление же, подписанное неуполномоченным представителем фирмы, быть принято к рассмотрению не может.

Фактически специалисты налоговой службы попытались незаконно изменить порядок назначения руководителя организации и ограничить права учредителей (участников, акционеров).

Видимо, в борьбе с «недобросовестностью» инспекторы напрочь забыли о презумпции невиновности. Иначе чем еще объяснить, что каждого обратившегося в регистрирующий орган, ведомство рассматривает как потенциального преступника.

По мнению налогового ведомства, такой порядок подачи сведений будет препятствовать созданию фирм-однодневок. Кроме того, это не позволит недобросовестным лицам незаконно менять руководство организации.

Вполне естественно, что это нововведение вызвало бурю негодования в среде юристов и собственников компаний. Ведь, если «старый» руководитель, скажем, пропал без вести или попросту не желает прощаться с должностью, назначить нового становится невозможно.

Таким образом, подобной инициативой налоговое ведомство может парализовать деятельность компаний, директора которых, скажем, скрылись. Кроме того, перечеркнутыми оказались и положения федеральных законов. По предложенному ФНС алгоритму независимо от воли учредителей или акционеров, если «старого» директора нет, то и возможности назначить нового тоже нет. Очевидно, что такие нововведения противоречат не только нормам права, но и здравому смыслу.

Вызвали новые требования недовольство и у нотариусов, по крайне мере у некоторых, ведь заверять заявление о назначении нового директора, подписанное прежним, нотариус не обязан, т.к. после решения собственников компании он предприятием уже не руководит. А значит, и документы от ее имени подписывать не вправе.

Подобную позиция заняло Министерство юстиции и при регистрации смены руководителя общественной организации продолжает требовать заявления подписанные «новым» руководителем.

Показательна в данной ситуации позиция руководства Федеральной нотариальной палаты России (ФНП). По мнению ФНП подобные разъяснения ФНС не согласуется с некоторыми законодательными актами РФ.

Так, в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 53 ГК РФ порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.

В развитие этого положения, например, в ст. 69 ФЗ «Об акционерных обществах» предусмотрено право общего собрания акционеров или совета директоров общества образовывать исполнительные органы общества, досрочно прекращать их полномочия, приостанавливать полномочия единоличного исполнительного органа общества, образовывать временный единоличный исполнительный орган общества. При этом права и обязанности единоличного исполнительного органа общества и членов коллегиального исполнительного органа общества определяются также договором, заключаемым каждым из них с обществом, и на их отношения с обществом распространяется в части, не противоречащей названному Закону, действие законодательства РФ о труде. Согласно ст.ст. 57 и 61 ТК РФ существенным условием трудового договора, наряду с другими условиями, является дата начала работы, а работник обязан приступить к исполнению своих трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором, а если таковая дата не определена — то на следующий день после вступления договора в силу.

Соответствующий порядок деятельности исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью на основе устава общества, внутренних документов общества и заключаемого договора предусмотрен и ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Изложенные положения указанных законодательных актов в настоящее время не отменены и сохраняют свое действие.

Согласно ст.ст. 9 и 18 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» заявителем при государственной регистрации юридического лица, в том числе при регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, может быть, в частности, руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.

Поскольку подлинность подписи уполномоченных лиц на заявлении подлежит обязательному в силу закона нотариальному засвидетельствованию, нотариус исходя из требований, вытекающих из законодательных актов, обязан в указанном случае засвидетельствовать подлинность подписи действующего руководителя исполнительного органа юридического лица, а не прежнего, как это предусмотрено в указанных письмах ФНС.

В сложившейся ситуации у многих предприятий возникли проблемы со своими обслуживающими банками, т.к. некоторые кредитные организации заблокировали счета компаний, которые, ограничившись протоколом о смене директора, не предоставили доказательства смены своего руководителя в регистрирующем органе (свидетельства о внесении изменений в ЕГРЮЛ).

Получается замкнутый круг. Нотариусы соглашаются заверить только заявления, подписанные новым директором, но ИФНС такой документ в расчет не примет. Налоговики хотят видеть на подаваемых фирмой сведениях исключительно подпись прежнего руководителя, а подписанные им документы нотариусы заверить отказываются.

В сложившейся ситуации конечно можно предпринять меры, чтобы обезопасить себя от претензий работников инспекции в будущем. Как один из вариантов — создание второго, дублирующего, исполнительного органа фирмы. Например, в лице заместителя директора. В случае если «старый» директор откажется подписывать документы для ИФНС, его заместитель сможет исполнить волю учредителей. Правда, чтобы наделить его такими полномочиями, их надо заранее прописать в уставе фирмы.

Возможен вариант, когда участники (акционеры) своим протоколом уполномочивают одного из участников подписать заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ о смене директора организации. В данном случае изменения в устав о смене состава участников уже зарегистрированы, следовательно, сведения об участнике, который подпишет заявление в ИФНС, содержатся государственном реестре, тем самым у налоговой не будет формального основания для отказа. Это также согласуется с п. 2 ст. 53 ГК РФ. Однако большой вопрос, как на это посмотрит налоговая служба в свете своих писем, в которых дан однозначный ответ, что уполномоченным органом является только «старый» директор.

В данной статье мы не будем подробно расписывать те уловки, которыми может воспользоваться снятый с должности и зачастую «недовольный» этим директор компании, желающий таким образом (не ходя к нотариусу) насолить своим обидчикам (акционерам, участникам). Уволенный директор может воспользоваться нормами трудового законодательства, уйдя на больничный, продлевая его неограниченное количество раз. А поскольку Пленум ВС РФ в п. 50 Постановления № 2 указывает, что увольнять директора по ст. 278 ТК РФ в период его временной нетрудоспособности нельзя, рекомендуется в приказе о досрочном прекращении трудового договора со старым директором указывать дату закрытия больничного.
Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации (к сожалению не быстрым) является обжалование отказа налоговой о смене руководителя организации (при подписании соответствующего заявления новым директором) в судебном порядке.

Ведь отказ налоговой будет неправомерным — во первых, закон имеет более высокий приоритет, чем Письма ФНС (указанные письма вообще официально не опубликованы и формально носят характер документа, восполняющего пробел в правовом регулировании в области определения момента возникновения прав руководителя предприятия), и в законе нет упоминания о том, что заявление должно подписать уполномоченное лицо, являющееся таковым лишь на основании сведений, имеющихся в ЕГРЮЛ.
Кроме того, директор назначается на должность учредителем (собранием акционеров или участников) и приобретает права действовать без доверенности от имени предприятия с момента, установленного этим органом управления предприятия.

Государственная регистрация таких изменений носит лишь уведомительный характер и иное толкование поставит возникновение права руководителя в зависимость от государственной регистрации.

Алгоритм судебного обжалования в подобной ситуации прост.

Организация обращается в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения ИФНС об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов. Организация просит устранить нарушение ее прав и обязать налоговый орган внести в ЕГРЮЛ соответствующие сведения.

В основание требований организация указывает на то, что решение об отказе в государственной регистрации изменений не соответствует закону, заявление о внесении изменений подписано вновь избранным директором, который в силу учредительных документов вправе действовать от имени юридического лица без доверенности.

Регистрирующий орган, естественно, руководствуясь вышеуказанными письмами ФНС, требования заявителя не признает, ссылаясь на то, что в регистрации отказано в связи с тем, что заявление подано неуполномоченным лицом.

Суд, руководствуясь действующим законодательством и исходя из здравого смысла, просто обязан требования по заявлению признать законными и обоснованными.

В соответствии с п. 2 ст. 17 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган предоставляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в государственный реестр по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством РФ требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

В ст. 9 того же закона предусмотрено, что заявление, предоставляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее — заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством РФ данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

В соответствии с п. 1 ст. 40 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в ФЗ «Об акционерных обществах» содержится аналогичная норма) единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и других) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также и не из числа его участников.

Договор между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества.

Единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки.

Заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений по форме, установленной Постановлением Правительства РФ № 439, подано директором организации, имеющим в силу положений закона и устава общества право действовать от имени общества без доверенности.

Подпись заявителя (нового директора фирмы) естественно должна быть нотариально засвидетельствована. Согласно Письму МНС РФ № 09-0-10/3733 ФНП разделяет позицию ФНС России о том, что при свидетельствовании подлинности подписи уполномоченного лица на заявлении о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя нотариус обязан проверить, надлежащее ли лицо обратилось за совершением нотариального действия, предусмотренного ст. 9 ФЗ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

При изложенных обстоятельствах решение ИФНС об отказе в государственной регистрации изменений по заявлению организации не соответствует закону и должно быть признано недействительным.

На ИФНС в соответствии со ст. 200 АПК РФ должна быть возложена обязанность по устранению нарушения прав заявителя (организации) путем государственной регистрации изменений и сведений.

Доводы налогового органа о том, что заявление о внесении изменений и сведений в ЕГРЮЛ может быть подписано только прежним, а не вновь назначенным руководителем юридического лица, судом не должны приниматься, как основанные на неверном толковании закона.

Резолютивная часть решения суда будет примерно следующая:

- Решения ИФНС об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов, принятое по документам, представленным организацией, признать недействительным.

- Обязать ИФНС произвести государственную регистрацию изменений и сведений об организации согласно ее заявлению.