>Юридический центр
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Главная Бизнес
Недвижимость Кодексы
Налоги Законы РФ
Развод Арбитраж

Ликвидация фирмы: процедура официальной ликвидации юридического лица

В настоящее время в России существует несколько сотен тысяч юридических лиц, в особенности это касается различного рода коммерческих организаций (главным образом ООО и ЗАО). В определенный момент количество фирм достигло такого уровня, когда осуществить реальный контроль за их деятельностью стало чрезвычайно сложно.

Зачастую даже одному собственнику приходится иметь несколько официальнозарегистрированных фирм, которые в той или иной степени обслуживают его интересы.

Рано или поздно перед собственником встает актуальная проблема: как поступить с конторой, которая "исчерпала свой ресурс" (допустим, она существует более трех лет и неминуемым образом приближается проведение налоговой проверки, которая зачастую имеет для фирмы губительный характер, так как в очень редких случаях бухгалтерия организации чиста и не имеет просчетов перед государством).

Необходимо отметить, что сейчас усилен контроль за персональным составом участников и руководителей фирм: о каждом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, необходимо уведомить регистрирующий орган (в настоящее время это Инспекции МНС РФ). Даже смена директора в подлежит государственной регистрации и получается специальное свидетельство о внесении в государственный реестр изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы. Наконец, даже существование фирмы, которая в идеальных отношениях с законом, рано или поздно может оказаться ненужной и возникнет вопрос о ее закрытии.

Перед собственником в подобной ситуации встает вопрос: ликвидировать фирму в официальном порядке, либо воспользоваться услугами юридических контор, которые предлагают услуги по так называемой «псевдо ликвидации» (ликвидация через продажу, через присоединение). В практике Петербургского правового альянса многочисленны случаи обращения клиентов с заказом о ликвидации своей организации.

Процедура официальной ликвидации очень плохо расписана в действующем гражданском законодательстве. Нормативная база этого явления ограничивается несколькими статьями Гражданского кодекса РФ, ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (нормы этих актов в принципе дублируют друг друга), ФЗ «О некоммерческих организациях», ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», иные законы, содержащие положения о ликвидации организаций, и Обзором Президиума ВАС РФ практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций).

Главным образом остановимся на примере ликвидации коммерческой организации (ООО/ЗАО), на особенности которые возникают при ликвидации иных организационно-правовых форм предприятий будет указано особо. В данной статье будут затронуты вопросы добровольной ликвидации юридического лица. Процедура же принудительной ликвидации организаций хотя и предусмотрена законодательством, но известны лишь единичные случаи судебного решения о принудительной ликвидации юридического лица, да и в любом случае саму процедуру ликвидации обязано проводить сама фирма, даже и в случае приятия решения о ее принудительной ликвидации.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации, обязаны немедленно (в течение трех дней с момента принятия решения о ликвидации фирмы) письменно сообщить об этом регистрирующему органу, осуществившему государственную регистрацию данного юридического лица, в настоящее время это районная налоговая инспекция на территории которого зарегистрирована фирма, которая и регистрирует все коммерческие организации и некоторые некоммерческие.

Данный трехдневный срок установлен в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (п.1 ст.20). При этом к данному уведомлению необходимо приложить решение (протокол) о ликвидации фирмы.

В связи с тем, что в настоящее время регистрирующий орган и налоговый орган совпадают (районная ИМНС), стоит не забывать, что в соответствии с абз.5 п.2 ст.23 НК РФ юридическое лицо обязано письменно сообщить в Инспекцию МНС как в налоговый орган по месту учета о ликвидации в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения. Невыполнение данной обязанности влечет наложение штрафа в размере 50 рублей за каждый не представленный документ (ст.126 НК РФ). Форма сообщения о ликвидации юридического лица в налоговый орган утверждена Приказом Госналогслужбы РФ от 27 ноября 1998 г. № ГБ-3-12/309 (приложение № 5 к Порядку и условиям присвоения, применения, а также изменения ИНН).

Необходимо акцентировать один момент, который может возникнуть на практике в случае проведения процедуры ликвидации некоммерческой организации в форме фонда: в соответствие с п.2 ст.119 ГК РФ и п.2 ст.18 ФЗ «О некоммерческих организациях» решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Что касается подведомственности данной категории дел, то в соответствие с АПК РФ Арбитражные суды рассматривают дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций (абз.2 п.1 ст.33 АПК РФ).

После получения решения суда о ликвидации фонда возникнет практическая проблема о соблюдении трехдневного срока уведомления об этом регистрирующего органа: судья имеет право выдать решение по делу на пятый день после судебного заседания, плюс ко всему само решение вступает в силу через десять дней. Поэтому все угрозы налоговой инспекции о наложении штрафов следует отметать указанием на данные нормы ГПК РФ.

С момента принятия решения о ликвидации не допускается государственная регистрация изменений учредительных документов ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация вновь возникших юридических лиц — полных или частичных правопреемников ликвидируемого юридического лица.

В течение нескольких дней с момента получения сообщения регистрирующий орган должен уведомить налоговые органы, отделение статистики, Фонд социального страхования (ФСС) и Пенсионный фонд (ПФ) о том, что фирма ликвидируется. ИМНС делает запись об этом в регистрационном реестре. Однако и сама фирма должна уведомить об этом вышеперечисленные органы, делать это в любом случае придется так как для завершения процедуры ликвидации потребуется снятие с учета в данных учреждениях.

Налоговая инспекция и ФСС скорее всего назначат проведение выездных проверок ликвидируемой организации.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации, назначают по согласованию с регистрирующим органом, осуществившим государственную регистрацию юридического лица, ликвидационную комиссию (ликвидатора). Естественно разумно подавать уведомление о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) одновременно с уведомлением о принятии решения о ликвидации юридического лица.

Дата согласования является моментом перехода к ликвидационной комиссии (ликвидатору) полномочий по управлению делами юридического лица.

Сразу оговорим следующий момент: регистрирующий орган должен быть уведомлен о формировании ликвидационной комиссии или о назначении единоличного ликвидатора. П.2 ст.62 ГК РФ говорит о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) «по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц». Такое же требование содержится в п.2 ст.57 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» согласования не требует, ограничиваясь указанием на необходимость уведомления регистрирующего органа. Поэтому достаточным будет при исполнении обязанности об уведомлении регистрирующего органа о принятии решения о ликвидации организации отправить ценное письмо с уведомлением и решением (протоколом) о ликвидации в течение трех дней с момента принятия решения о ликвидации.

Однако данный быстрый вариант лучше избежать, т.к. на руках у организации не будет выдаваемого ИМНС уведомления о согласовании процедуры ликвидации и назначенного ликвидатора (ликвидационной комиссии).

Ликвидационная комиссия обязана осуществить публикацию о ликвидации юридического лица. В настоящее время в Санкт-Петербурге официального печатного органа нет, поэтому сообщение можно поместить в любой печатный орган. В объявлении должен быть указан способ связи с ликвидационной комиссией, порядок и сроки заявления претензий кредиторами (не менее двух месяцев).

Следующим этапом является оповещение всех кредиторов о ликвидации юридического лица. Здесь рекомендуется направлять оповещение в письменной форме способом, позволяющим фиксировать отправку (по почте — заказным письмом с уведомлением). Хотя и данные положения можно обойти и ссылаться на то, что достаточным будет публикации о ликвидации в печатном органе, но опять же существует вероятность того, что какой-нибудь не уведомленный о ликвидации кредитор будет в последующем оспаривать ликвидацию организации.

На этом этапе ликвидационная комиссия обязана выявить всех имеющихся кредиторов и дебиторов. Дебиторская задолженность должна быть взыскана, в т.ч. и в судебном порядке. Опять же никакой обязанности по этому поводу не предусмотрено, и совершенно не обязательно судиться со всеми дебиторами фирмы.

Ликвидационная комиссия оценивает состав кредиторской задолженности и принимает решение об удовлетворении (отклонении) выявленных требований.

В этот период ликвидационная комиссия может обнаружить факт невозможности погасить все свои обязательства перед кредиторами. В подобном случае ликвидационная комиссия в соответствии со ст.224 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Председатель ликвидационной комиссии, допустивший нарушение указанного требования, несет субсидиарную ответственность по неудовлетворенным требованиям по денежным обязательствам и обязательным платежам должника.

До истечения двухмесячного срока уведомления кредиторов в течении которого они могут заявлять свои требования, рекомендуется снять организацию с учета в тех налоговых инспекциях где у фирмы имеются обособленные подразделения (филиалы, представительства), транспортные средства и т.д., чтобы в последующем не затягивать процесс ликвидации.

По истечении двух месяцев с момента публикации объявления о ликвидации составляется промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) или органом, принявшим решение о ликвидации, и согласовывается с регистрирующим органом (районная ИМНС). Для согласования предоставляются оригинал и копия баланса, документ, подтверждающий публикацию объявления о ликвидации, протокол об утверждении ликвидационного баланса, прикладывается пояснительная записка при наличии кредиторов, содержащая их полный перечень и предложенный порядок расчетов с ними, за подписью председателя ликвидационной комиссии.

Регистрирующий орган — районная ИМНС — может отказать в согласовании ликвидационного баланса в случаях, если:

- он составлен с нарушением срока для предъявления требований кредиторами

- публикация в печатном издании не содержит необходимых сведений (наименование ликвидируемого юридического лица, ИНН налогоплательщика, способ связи с ликвидационной комиссией, порядок и сроки заявления требований кредиторами)

- баланс не содержит положений о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных требований кредиторами или о результатах их рассмотрения, либо данные сведения не соответствуют действительности.

Хотя в принципе данные требования законодательно нигде в качестве обязательных не зафиксированы, поэтому достаточным будет предъявить уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса и сам баланс. После согласования промежуточного ликвидационного баланса в ИМНС как в регистрирующем органе, он предоставляется в Инспекцию МНС на проверку (через канцелярию вместе с сопроводительным письмом сдается налоговому инспектору этой фирмы). С налоговым инспектором организации необходимо наладить контакт и держать его в курсе с самого начала процедуры ликвидации, т.к. в любом случае с ним придется столкнуться при снятии фирмы с учета как налогоплательщика.

Регистрирующий орган не несет ответственности за неполноту и недостоверность содержащихся в промежуточном ликвидационном балансе сведений.

В соответствии со ст.49 НК РФ обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации исполняются ликвидационной комиссией. Если денежных средств ликвидируемой организации, в т.ч. полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленных законодательством РФ или учредительными документами (в пределах уставного капитала организации).

Разъяснение данного положения дано в Постановлении Пленума ВС РФ и ВАС РФ «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ» от 11 июня 1999 г. № 41/9, где сказано, что при применении данной нормы необходимо учитывать, что, поскольку в законодательстве РФ о налогах и сборах не предусмотрено иное, такое возможно только в том случае, когда в соответствии с гражданским законодательством учредители (участники) ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его долгам.

После получения налоговым инспектором сообщения о ликвидации выявляется наличие у организации филиалов, представительств, транспортных средств и недвижимого имущества, т.к. в соответствии со ст.83 НК РФ организация обязана встать на учет в налоговый орган по месту нахождения указанных объектов.

Проверка осуществляется налоговым инспектором на основании представленных документов в соответствии с вышеназванными Методическими указаниями, НК РФ и инструкциями ИМНС РФ.

После проверки промежуточного ликвидационного баланса на его основании производятся расчеты с кредиторами. Выплаты производятся в порядке очередности, установленной ст.64 ГК РФ. Если денежных средств организации недостаточно для расчетов с кредиторами, ликвидационная комиссия продает имеющееся имущество с публичных торгов. Выплата осуществляется с даты утверждения промежуточного ликвидационного баланса за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения баланса.

Кредиторыликвидируемого юридического лица вправе предъявить к нему требования, не учтенные в промежуточном ликвидационном балансе, а должники могут их оспорить. Споры решаются в судебном порядке.

После погашения кредиторской задолженности ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс и распределяет оставшееся имущество между участниками юридического лица, если иное не следует из законодательства или учредительных документов организации. Ликвидационный баланс согласовывается с регистрирующим органом и сдается в ИМНС на проверку. Баланс должен отражать актив, оставшийся после окончания всех расчетов и дел данного юридического лица.

Одновременно организация снимается с учета во внебюджетных фондах. Данную процедуру можно начинать в момент обращения в ИМНС. При этом в ИМНС, ФСС и ПФР должны быть в обязательном порядке сданы оригиналы свидетельств выданных первоначально при регистрации данной организации.

В Фонды направляется заявление, составленное в произвольной форме, производится выверка расчетов, проводится документальная проверка, как правило, выездная.

В целом процедура во всех фондах одинакова, за исключением Пенсионного. Это вызвано необходимостью персонифицированного учета работников и невозможностью снять организацию с учета в ПФР до тех пор, пока не будут закрыты все счета. При этом расчетный счет организации невозможно закрыть до тех пор, пока не будут произведены расчеты с кредиторами, и в т.ч. с ИМНС.

Для снятия с учета в ПФР организация обязана сдать все индивидуальные сведения по персонифицированному учету, получить страховые свидетельства на всех работников или дать объяснения, почему это невозможно.

После этого закрываются счета в банках. Сведения об этом необходимо представить в ИМНС в течение 10 дней в виде сообщения . В случае нарушения этого срока на организацию будет наложен штраф в размере 5000 рублей согласно ст.118 НК РФ. В случае если закрыть счет невозможно (у банка отозвана лицензия, он ликвидирован и т.д.), необходимо обратиться в ЦБ РФ с запросом об этом. Ответ ЦБ РФ прилагается к делу.

Следующим этапом является аннулирование кодов статистики.

Для окончания ликвидации участники общества составляют акт о распределении имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами (при его наличии). Акт подписывают все члены ликвидационной комиссии и все участники.

Кроме того, организация обязана сдать в Архив сведения о работниках фирмы.

Последним этапом является сдача документов в регистрирующий орган (районная ИМНС) для оформления ликвидации в регистрационном реестре.

Предоставляются следующие документы:

- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях

- ликвидационный баланс

- документ об уплате государственной пошлины (в данный момент 2 000 рублей).

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в государственный реестр. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица. На этом процедура ликвидации завершена.

Таким образом, нехитрый расчет показывает, что добросовестное исполнение обязанности по закрытию организации требует около четырех-пяти месяцев (однако следует учитывать, что в случае проведения налоговой проверки ликвидируемой организации со стороны ИМНС или внебюджетного фонда, данный срок может возрасти и, соответственно, до окончания проверки, организация с учета снята не будет).

При проведении процедуры ликвидации юридического лица требуется опыт специалиста и специальные знания, т.к. процедура более чем усложнена нормативными актами, что делает ее практически нереализуемой и дорогостоящей.