>Юридический центр
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Главная Бизнес
Недвижимость Кодексы
Налоги Законы РФ
Развод Арбитраж

Что такое оффшор и зачем его регистрировать?

Оффшорная зона - это независимое государство или территория другого государства (например, колония) с некоторой степенью автономии, чьё законодательство позволяет существование юридического лица со значительными налоговыми льготами. Такие льготы чаще всего заключаются в полном отсутствии налогов при выполнении определённых условий. В некоторых же странах налоги взимаются, но по ставкам до 5% от чистой прибыли, т.е. в несколько раз меньше стандартных ставок большинства стран (в Европе налоги на чистую прибыль составляют в основном 25-50%, в США, для обыкновенных корпораций, 15-39%). Страна регистрации взимает плату за регистрацию и фиксированную ежегодную пошлину (как правило, небольшую). Кроме того, необходимо платить гонорар местной администрирующей компании за надлежащее оформление регистрации, предоставление юридического адреса, выполнение обязанностей агента и т.п.

Основной целью создания оффшорной компании обычно является структуризация бизнеса для сокращения налогового бремени основной компании: суммарные расходы по поддержанию оффшорной компании во много раз меньше, чем суммы, которые они экономят на налогах.

Оффшорные компании также широко используются для хранения личных сбережений. Это позволяет гражданам стран с нестабильной экономикой держать средства в надёжных зарубежных банках, не нарушая при этом законов собственной страны (например, граждане России, постоянно проживающие в Российской Федерации, могут иметь личные счета за границей лишь при определённых условиях).

Страна с оффшорным законодательством заинтересована в привлечении международного бизнеса, т.к. каждая оффшорная фирма платит как напрямую в местный бюджет, так и местной администрирующей компании, часто юридической и бухгалтерской компаниям, иногда хранит средства в местных банках, может пользоваться услугами местных авиалиний, гостиниц, ресторанов, телекоммуникаций, может снимать офис и давать рабочие места в нём местным гражданам и т.д. Всё это является важными поступлениями для небольших островных государств с населением от 10 000 (на Тёркс и Кайкос, Бермудах, и др.) до 250000 жителей (например, на Багамах). Даже если та или иная компания не разворачивает деятельность в полной мере, она всё равно приносит небольшой доход стране, а в будущем может разрастись и в крупную фирму. Следует отметить, что практически во всех оффшорных странах существуют и обычные компании, платящие высокий налог на прибыль, однако они не представляют интереса для налогового планирования.

В каждой оффшорной зоне создаются компании своего типа, согласно местному законодательству. Общими для всех зон являются следующие особенности:

  • оффшорные компании не ограничены в своей деятельности (ни по Уставу, ни по закону), за исключением отдельных видов деятельности, требующих лицензирования правительством; к таковым обычно относятся банковская, страховая, юридическая, аудиторская, трастовая, административная и некоторые другие, и работа в этих областях без лицензии строго карается (в т.ч. тюремным заключением);
  • ограниченная ответственность: владельцы отвечают по обязательствам компании только в пределах оплаченного уставного капитала; для небанковских компаний обычно нет ограничения на минимальный оплаченный уставной капитал (1-2 доллара вполне достаточно);
  • в стране регистрации компания должна иметь зарегистрированный (юридический) адрес и агента, которым может являться лицо, физическое или юридическое, в обязанности которого входит фактическое находиться по юридическому адресу компании и быть связующим звеном между государственными органами страны регистрации и компанией, при этом содержать полноценный офис нет необходимости;
  • компания имеет право открывать счета без ограничения в любых банках мира, причём если в стране регистрации нет налогов и обязательного аудита, не требуется сообщать об открытых счетах властям; счета в стране регистрации также допустимы;
  • владельцы определяются акциями (именными или на предъявителя); в свою очередь они избирают директоров, а те уже принимают все текущие решения, такие как об открытии счёта в банке, взятии или предоставлении займа и т.д.; директора назначают секретаря компании, чья подпись заверяет протоколы всех заседаний и решений совета директоров и собрания акционеров;
  • владельцами могут быть любые юридические или физические лица.

В некоторых странах информация о директорах должна быть доступна публике, для этого список директоров хранится властями в специальных открытых архивах. В таких странах широко используется практика т.н. номинальных директоров. Такими директорами служат либо солидная адвокатская фирма (часто, та же самая, что зарегистрировала и предоставила адрес оффшорной компании), либо её сотрудники, если в рассматриваемой стране директором может быть только физическое лицо. Эти директора самостоятельно не принимают никаких решений, а лишь подписывают все протоколы, переданные истинными владельцами. Владельцы всегда могут сместить номинальных директоров своим решением. Номинальные директора предоставляют реальным владельцам генеральную доверенность на совершение любых операций от имени компании, в том числе и управление банковскими счетами. Однако для получения такого документа доверенное лицо должно подписать заявление об освобождение номинальных директоров от ответственности за любые действия доверенных лиц.

Намного легче работать в странах, где директора не известны ни властям, ни публике. К ним относятся, например, большинство карибских оффшорных зон (например, Белиз, Британские Виргинские о-ва), Сейшельские о-ва и другие.

Если в данной стране разрешено выпускать акции на предъявителя, то и владельцы компании могут быть полностью анонимны. Но в этом случае протокол любого собрания акционеров должен подтверждаться подписью секретаря компании, который лично присутствует на собрании и убеждается в полномочиях присутствующих согласно предъявленным ими сертификатам акций на предъявителя. Естественно, что при такой схеме сертификаты акций должны храниться в надежном месте, так как их утеря может привести к крайне нежелательным последствиям для компании. Поэтому акции на предъявителя - это палка о двух концах.

При выпуске именных акций информация о держателях акций (полное имя, адрес, гражданство) хранится в так называемом Реестре Акционеров. В некоторых странах он должен храниться по юридическому адресу, в некоторых - где угодно, но агент компании должен знать, где именно. В большинстве стран реестр никогда не доступен публике, однако власти некоторых стран, например, Ирландии и Кипра, требуют информацию из этого реестра при регистрации и аудите. Власти могут раскрыть эти данные либо для целей следствия в стране или за рубежом, либо по двустороннему соглашению об обмене информацией (Россия имеет такие договоры, например, с Кипром, США и некоторыми другими странами). Номинальные акционеры решают эту проблему, но не везде: власти некоторых стран (например, Кипра) требуют данные об истинных, “бенефициарных”, владельцах.

Если конфиденциальность важна, следует выбирать страны без обязательных отчётов о финансовой деятельности и о составе директоров и акционеров. К ним относятся Белиз, Британские Виргинские о-ва, Невис, Сейшелы и некоторые другие.

Здесь следует отметить, что не меньшую роль в вопросах конфиденциальности бизнеса играет страна, в которой компания имеет счёт. США, Великобритания, Франция, Германия, Кипр и многие другие государства имеют опыт плодотворного сотрудничества с налоговым ведомством России по выявлению средств российских граждан в своих банках. Например, Протокол об обмене информацией Договора об избежании двойного налогообложения между США и РФ предусматривает, что Министерство финансов РФ имеет право получить любую информацию, связанную с налогообложением российских граждан, доступную IRS (Internal Revenue Service - федеральное налоговое ведомство США). Обмен ратификационными инструментами произошёл лишь в декабре 1993 г., однако до этого действовало аналогичное старое соглашение США и СССР. Остаётся добавить, что вся информация о счетах в американских банках и об их распорядителях известна IRS автоматически.

В любом случае, банк работает непосредственно с распорядителями счёта, причём они не обязаны быть директорами компании – владельца счёта. Образцы подписей всех распорядителей находятся в банке и заверены Советом Директоров компании и её секретарём. Распорядители сами договариваются о мерах безопасности, например, хотят ли они управлять счётом по факсу, телефону, телексу, или только по почте, какую систему паролей использовать и т.д.

Таким образом, владелец фирмы может организовать для себя эксклюзивный доступ к счёту, и также от имени фирмы (по доверенности или как директор) подписывать соглашения и вести переговоры. Необходимость посещать лично страну регистрации, таким образом, отсутствует; то же относится и к стране, где компания имеет счёт.

Если деятельность компании несложна, так что не требуется настоящего офиса с постоянным штатом и других дорогостоящих атрибутов крупной компании, все расходы ограничатся следующими статьями. От одной до двух тысяч долларов потребуется на первоначальное оформление компании и до тысячи ежегодно в дальнейшем (исключение составляют лишь дорогие юрисдикции, например, Лихтенштейн, Люксембург и некоторые другие).

Одно из условий налоговых льгот - это, обычно, отсутствие дохода на территории страны регистрации. Это означает, что продажа товаров, предоставление услуг, принятие заказов на различные работы, получение финансовых средств на управление, предложение ценных бумаг, предоставление займов и т.д. должны производиться за пределами страны регистрации. В то же время, закупка товаров, размещение заказов, содержание офиса и другая деятельность, приносящая доход гражданам и компаниям данной страны разрешена и приветствуется.

При работе на территории другой страны, например, США или России, компания может подпадать под действие законов этой страны, в том числе налогового законодательства. Законы страны регистрации не могут освободить компанию от зарубежных налогов, поэтому следует избегать таких ситуаций. Обычно такие проблемы возникают только при работе через постоянное представительство.