>Юридический центр
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Главная Бизнес
Недвижимость Кодексы
Налоги Законы РФ
Развод Арбитраж

С кем вы собираетесь сотрудничать?

Идеальным вариантом создания собственного дела является единоличное владение бизнесом. Но так бывает не у всех. Поймите и запомните главное, если вы способны создать, управлять и владеть бизнесом самостоятельно, то не берите компаньонов. Если нет, то соучредители понадобятся. Но всегда нужно стремиться к единоличному владению бизнесом.

И так: с кем и для чего?

И то и другое важно. Вы должны понимать с кем вы создаете бизнес и почему вы это делаете.

С кем? Выбор, как обычно, невелик. Родственники и знакомые. Посторонние люди большая редкость. С улицы они все равно не возьмутся, придут через какие-либо рекомендации. Должен сказать, что сейчас начали попадаться объявления о поиске партнера для создания и ведения совместной деятельности. Мне с подобного рода сотрудничеством сталкиваться не приходилось, поэтому такую возможность не рассматриваем.

Здесь необходимо знать, с кем придется сотрудничать. С соучредителем придется принимать решения по различным направлениям развития предприятия, разрабатывать стратегию и тактику действий, определять работу и оплату персонала. Обязательно будут конфликтные ситуации, как внешние, так и внутренние проблемы. Если вы не уверены, что с этим человеком удастся находить общие решения, что вы не будете ссориться по поводу принятия решений, что в трудной ситуации он вас не бросит, лучше совместную деятельность не начинать.

Когда берете в компаньоны родственников или близких знакомых, всегда помните, что при совместной деятельности можно рассориться на всю оставшуюся жизнь.

Для чего? Ваш компаньон (или компаньоны) может быть просто инвестором, может вместе с вами работать, может быть одновременно и инвестором и работать с вами. Больше вариантов не бывает. Сразу скажу, лучшим и единственно правильным является вариант инвестора.

Часто бывает, что бизнес-идея пришла к вам двоим (троим и т. д.) во время совместного общения и вы для ее реализации организовываете совместное предприятие. В другом случае привлекаете инвестора с деньгами или технологиями (оборудованием). Третий вариант, когда компаньоном привлекаете специалиста, без которого ваша деятельность в принципе невозможна, а платить ему нечем. Во всех трех случаях обычно присутствует симпатия к данному лицу. Вам может нравиться этот соучредитель, инвестор, специалист как человек, с ним приятно общаться, совместно проводить время. Симпатии необходимы, без них совместная деятельность невозможна. Совпадают необходимость и возможность. На первый взгляд идеальный вариант, но случаев совместной работы нужно избегать.

Делать это необходимо, так как если вы не один, то в работе должен быть один главный, т. е. генеральный директор. Кто-то оказывается в подчиненном положении. И равенство взаимоотношений уже невозможно. В долгосрочной деятельности конфликт неизбежен. Заканчивается обычно разрывом отношений. Работать вы должны только с подчиненными, не с учредителями.

Управлять организацией одновременно несколько начальников не могут. Если вас в текущем руководстве предприятия двое, трое или больше, то организация не будет жизнеспособна. Подчеркиваю: в текущем руководстве. Текущее управление осуществляет генеральный директор, фигура на предприятии главная. Его избирает собрание учредителей, акционеров. Ему он отчитывается раз в месяц, с ним согласовывает свои дальнейшие действия. Если в непосредственном руководстве работает больше двух человек, то размываются ответственность и дисциплина как руководителей, так и подчиненных. Для успешного принятия текущих решений, управления персоналом организация должна быть построена на подчинении всех служащих одному первому лицу фирмы. Необходимо, чтобы такой человек действительно был главным, обладал всеми полномочиями и независимостью действий, т. е. генеральным директором. В этом основная трудность. Одному собственнику бизнеса тяжело войти в полное подчинение другому собственнику. Особенно если у них равные доли и предприятие новое. Если человек приходит в давно существующую организацию и его берут младшим (по доле собственности) партнером, то психологически легче быть подчиненным. В новом бизнесе это проблема. Поэтому не следует работать с соучредителями.

У нас в стране часто путают понятие «владение бизнесом» и «текущее управление бизнесом». Можно быть собственником бизнеса (учредителем, акционером), но не заниматься текущим управлением. Собственники могут и должны являться инвесторами. Дали денег, технологии, проголосовали за управленческий состав, за принципиальные решения и дальше в ваши дела не вмешиваются до следующего собрания. Если генеральным директором являетесь вы, то соучредители на собрании могут вас уволить (если голосов достаточно). То есть в таком варианте они одновременно будут являться и вашими партнерами, и вашими работодателями. Если вас освободят от должности директора, то соучредителем вы все равно остаетесь. Итак: соучредители это инвесторы, люди, которые внесли в бизнес деньги. Они не ваши сотрудники. Это главная разница.

Генеральный директор может быть, а точнее должен быть, наемным сотрудником и не входить в число собственников (учредителей) предприятия.

Также важно не путать соучредителей и сотрудников. Наиболее распространенная ошибка — это когда человек создает собственный бизнес и сразу либо чуть позже, когда дело более или менее разовьется, решает, что для повышения эффективности стоит поделиться кусочком собственности с ведущими специалистами. Обычно это главные инженеры, директора по продажам, коммерческие директора, ведущие технологи и т. п. Делать этого ни в коем случае нельзя. Как потом избавиться от собственника? Ротация сотрудников — дело нормальное и необходимое. Переросло производство технолога — заменить. Перестал справляться директор по продажам со своей работой — взять нового. Ведь, получив в собственность кусочек вашего предприятия, сотрудники не станут относиться к своим обязанностям лучше, если только на начальном этапе. Они же понимают, что это на самом деле не владение предприятием и что прибыль будете забирать все равно вы, а они как работали, так и работают.

1.5. В каком виде организоваться

Правильнее было бы написать не в каком виде организоваться, а в какой организационно-правовой форме ведения предпринимательской деятельности. Потому что правильно это

звучит именно так. Но данная формулировка тяжеловесна и не очень понятна, поэтому пишем проще.

Самые распространенные варианты ведения бизнеса — это:

·         предприниматель без образования юридического лица (ПБОЮЛ). В просторечии часто называют либо частый предприниматель (ЧП), либо индивидуальный частный предприниматель (ИЧП);

·         общество с ограниченной ответственностью (ООО);

·         акционерные общества (АО). Подразделяются на закрытые акционерные общества (ЗАО) и открытые акционерные общества (ОАО).

Кроме перечисленных существует еще множество форм ведения бизнеса. Кооперативы, партнерства, используемые в определенных сферах деятельности (обычно некоммерческой), и прочее. В практической деятельности они используются все реже и реже, их рассматривать не будем. Бессмысленно.

Все эти варианты описаны в специализированных источниках. Мы рассмотрим их кратко с житейской точки зрения. Хорошо разобраны данные формы ведения бизнеса в книге С. С. Ткаченко «Настольная книга предпринимателя».[1] Там же вы можете найти схемы регистрации, формы документов.

Основное отличие ПБОЮЛ и ООО с АО в том, что в ООО и АО существует уставный капитал. При возникновении проблем юридическое лицо отвечает перед кредиторами и государством в размере уставного капитала. Если такового не имеется (вариант ПБОЮЛ), то предприниматель отвечает всем своим имуществом. Помните об этом.

Предприниматель без образования юридического лица — хорошо, быстро, просто. Владелец бизнеса только один. Отрицательный момент — за все в бизнесе персональную ответственность несете именно вы, а не организация. (Напоминаю, уставного капитала не имеется, отвечаете всем имеющимся у вас имуществом ) Часто регистрацию проводит сам предприниматель. Эта форма больше подходит для небольших задач. Основная проблема — не внушает доверия контрагентам при реализации больших проектов.

Общество с ограниченной ответственностью — самый распространенный вариант. Удобен учредителям с точки зрения контроля бизнеса, выхода из него с деньгами. Основной недостаток: из-за простоты и дешевизны регистрации самая популярная и распространенная форма и потому считается непрестижной. В отличие от него акционерное общество выглядит солиднее. Хотя, например, «Киришинефтеоргсинтез» тоже общество с ограниченной ответственностью, и ничего, работает, та же ИКЕА прекрасно себя чувствует. К сожалению, большинство фирм-однодневок также являются ООО, что не добавляет данной организационно-правовой форме доверия. Но если вы чувствуете себя достаточно уверенно и регистрируете фирму на себя, то это подходящий выбор.

Акционерные общества — обходятся немного дороже как в момент регистрации, так и в процессе деятельности. Ответственность несет общество, а не акционер.

Существует два вида — Закрытое акционерное общество и Открытое акционерное общество.

Основное преимущество акционерных обществ — их престижность в глазах партнеров. Раз дороже зарегистрировать и содержать, то размышления примерно следующие: «Если у них такая форма организации, то люди надежные, можно работать». На самом деле обмануть могут так же, как и любая другая контора. Помните, что люди везде разные. Не попадайтесь на оболочку, глядите в суть.

Открытое акционерное общество может продавать акции на свободном рынке любому желающему. Ну и соответственно потом держатель акций может продавать их дальше, не спрашивая на то разрешения данного акционерного общества (эмитента). Этот процесс вы уже не контролируете.

Закрытое акционерное общество может продавать свои акции только заранее установленному кругу лиц.

Содержать открытое акционерное общество дороже, чем ЧП, ООО или ЗАО. Необходим обязательный годовой аудит, а при количестве акционеров более 50 человек небходимо ведение реестра акционеров у специализированного регистратора.

С точки зрения текущей деятельности нет разницы в работе с контрагентами, что у частного предпринимателя, что у общества с ограниченной ответственностью, что у акционерного общества. Поэтому выбрать можно любую форму.

[1] Ткаченко С. С. Настольная книга предпринимателя. М.: Скарабей; Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.